Выводы

1. Закономерности распространения меланомы кожи в Санкт- Петербурге в основном совпадают с общемировыми тенденциями. Частота и структура данной патологии определяется возрастно-половыми особенностями. Заболеваемость женщин, в целом, в 2 раза больше, чем мужчин. За 8-летний период заболеваемость женщин возросла в 1,2 раза, а мужчин - в 1,6 раза. Наибольший прирост заболеваемости имеет место за счёт мужчин старше 70 лет, что объясняется длительностью воздействия экзогенных факторов. Наиболее часто меланома кожи поражает людей в 5-й декаде жизни. Сведений об «омолаживании» контингента больных меланомой кожи нами не получено.
  2. Патогенетической основой возникновения и развития меланомы кожи наиболее часто являются предсуществующие пигментные невусы, особенно в случае их травматизации.
  3. Наиболее эффективными методами профилактики первичной меланомы кожи являются: а) лимитированное воздействие УФ-радиации на кожу человека, б) адекватное иссечение у людей строго ограниченной группы пигментных невусов кожи, малигнизация которых наиболее вероятна, в) проведение скрининга среди групп риска возникновения первичной меланомы кожи.
  4. Ранняя диагностика меланомы кожи должна основываться на учёте фоновых состояний опухоли и знании симптомокомплекса малигнизации пигментных невусов. Самыми ранними признаками злокачественной трансформации пигментных невусов являются: исчезновение кожного рисунка на поверхности невуса, появление блестящей, глянцевой его поверхности, возникновение асимметрии или неправильности очертания границ невуса, его горизонтальный рост, появление субъективного ощущения зуда или жжения в области невуса.
  5. Причины гипо- гипердиагностики первичных меланом кожи практически одинаковы и объясняются весьма схожей клинической картиной сложного пигментного невуса, пигментированной базально-клеточной папилломы, пигментированной базалиомы, тромбированной гемангиомы, ангиофибромы с одной стороны, и первичной меланомы кожи —с другой. Дифференциальный диагноз первичной меланомы следует проводить с пороками развития кожи, доброкачественными опухолями кожи, предраковыми опухолями эпидермиса, злокачественными опухолями кожи другого гистогенеза, метастазами опухолей другого гистогенеза в кожу, дерматовенерологическими заболеваниями, травматическими процессами. Чувствительность клинической диагностики первичной меланомы кожи в условиях Института составила 90,2%, а цитологической, соответственно, 94,2%.
  6. Основным методом лечения больных меланомой кожи является хирургический. Первичную опухоль толщиной до 2,0 мм допустимо иссекать экономно, отступя от её видимого края 1.0 см под общим обезболиванием. Опухоли толщиной более 2,0 мм должны быть широко иссечены, отступя от видимых краёв дистально от регионарного лимфатического коллектора 3 см, а проксимально - 5 см. Использование свободной кожной пластики является обязательным, исключая локализацию меланомы на коже туловища, где возможна пластика перемещёнными кожными лоскутами.
  7. Профилактическая регионарная лимфаденэктомия у больных первичной меланомой кожи (I стадии заболевания по Сильвену) должна выполняться ограниченному контингенту пациентов с наличием у них факторов риска регионарного метастазирования в объёме типичных регионарных лимфаденэктомий: при опухолях кожи головы и шеи - при наличии 2-х и более факторов; при опухолях кожи верхних конечностей - при наличии всех 3-х факторов; при опухолях кожи туловища - при наличии 3-х и более факторов; при опухолях кожи нижних конечностей - при наличии 3-х и более факторов риска. Выполнение данных операций у больных первичной меланомой кожи конечностей позволило улучшить 5-летние результаты хирургического лечения на 28,8%, а 10-летние - на 10,3%.
  8. Объём типичной радикальной шейной лимфаденэктомии при метастазах меланом кожи головы и шеи должен быть расширен за счёт удаления нижнеушных и сосцевидных лимфатических узлов. При метастатическом поражении лимфатических узлов предушной обпасти в блок удаляемых тканей должна быть включена и околоушная слюнная железа.
  9. Клиническими факторами, статистически достоверно влияющими на прогноз заболевания у больных первичной меланомой кожи (I стадии заболевания по Сильвену) являются пол больных, их возраст, анатомическая локализация и репродуктивные особенности у женщин. Соответственно, морфологическими факторами являются критерии Кларка и Бреслоу, клеточный тип опухоли, фон её возникновения и гистогенетический тип, степень пигментации меланомы, наличие или отсутствие изъязвления эпидермиса над ней, наличие или отсутствие клеточного инфильтрата в первичной опухоли и окружающих её тканях и его клеточный состав, митотическая активность клеток меланомы.
  10. Клиническими факторами, статистически достоверно влияющими на прогноз заболевания у пациентов с регионарными метастазами меланомы кожи являются пол больных, анатомическая локализация первичной опухоли, время возникновения регионарных метастазов (синхронно с первичной опухолью или метахронно), длительность «свободного» безметастатического периода времени между иссечением первичной меланомы и возникновением её регионарных метастазов. Соответственно, морфологическими факторами являются критерий Кларка, клеточный тип опухоли и число поражённых регионарных лимфатических узлов.
  11. 5-летние результаты хирургического лечения больных первичной меланомой кожи составляют 69,0%; 10-летние - 58,7%; 15-летние - 54,0%. 5-летние результаты хирургического лечения больных с регионарными метастазами меланомы кожи составляют при синхронном сочетании первичной опухоли и метастазов 25.0%. а при метахронном, соответственно. - 35.4%. У 4.7% пациентов после длительного свободного временного интервала могут появляться поздние рецидивы и метастазы опухоли. Поэтому анализ результатов лечения больных меланомой кожи необходимо основывать не только на данных 5-летних, но также и 10-летних наблюдений.