3.4.2 Показания к адъювантной терапии у больных II стадии заболевания по Сильвену

Как уже было отмечено, общие 5-летние результаты хирургического лечения больных второй стадии заболевания составили 25% при синхронном с первичной опухолью регионарным метастазированием и 35.4% - при метахронном. Этот факт означает, что у 65 - 75% таких пациентов после казалось бы радикального хирургического лечения в дальнейшем возникает прогрессирование опухолевого процесса (отдалённые метастазы).

Нами на основании факторного анализа клинико-морфологических данных о 184 больных меланомой кожи II стадии заболевания были выявлены следующие 5 факторов риска прогрессирования опухолевого процесса у пациентов: 1) Мужской пол, 2) Локализация первичной опухоли на коже головы, шеи или туловища, 3) Смешанно- или невоклеточный тип меланомы. 4) III - V уровни инвазии первичной опухоли, 5) Факт поражения метастазами более чем одного регионарного лимфатического узла.

Многофакторный анализ влияния последних 4-х факторов на результаты 5-летней выживаемости больных позволил нам сформулировать показания к проведению какой-либо адъювантной терапии (АТ). Так, в группе больных мужчин, даже при отсутствии у них последних 4-х факторов риска результаты 5-летней выживаемости составили только 42.9%. Поэтому нам кажется справедливым полагать, что мужчинам II стадии болезни выполнение только одного хирургического лечения является явно недостаточным. Всем этим пациентам необходимо проведение какого- либо дополнительного лечения.

Напротив, в группе больных женщин II стадии болезни при отсутствии у них всех 4-х факторов риска, результаты 5-летней выживаемости составили 90%, тогда как при наличии у пациенток хотя бы одного (любого) фактора, соответственно только 35,4%. На основании полученных данных мы полагаем, что АТ показана большинству женщин с наличием регионарных метастазов меланом кожи. Без какого-либо дополнительного лечения могут быть «оставлены» пациентки с локализацией первичной опухоли на коже конечностей, веретено- или эпитлиоидноклеточном строении меланомы, II уровне её инвазии по Кларку и наличии метастаза только в одном регионарном лимфатическом узле. Всем остальным пациенткам необходимо проведение АТ.