3.3 Показания к адъювантной терапии у больных первичной меланомой кожи

Как показывают наши наблюдения у 46,9% больных первичной меланомой кожи к моменту начала лечения первичной опухоли уже имеют место клинически неопределяемые (скрытые) микрометастазы. Очевидно, что определённая часть этих пациентов нуждается в какой-либо системной адъювантной терапии (АТ). Поэтому основной нашей задачей явилось определение того контингента больных, которым адъювантная терапия была бы несомненно показана.

Для определения достоверных и адекватных показаний к проведению больным первичной меланомой кожи, наряду с хирургическим лечением, какой-либо адъювантной терапии нами был проведен многофакторный анализ влияния 16 различных клинико-морфологических факторов на клиническое течение и прогноз заболевания у 480 пациентов

Выявлено, что наибольшее и статистически достоверное влияние на прогноз заболевания оказывают следующие 5 критериев: 1) Пол больных (Р<0,001), 2) Анатомическая локализация первичной опухоли (Р<0,001), 3) Наличие или отсутствие изъязвления эпидермиса над меланомой (Р<0,001). 4) Критерий Кларка (Р<0,01), 6) Критерий Бреслоу (Р<0,001). Многофакторный анализ влияния вышеперечисленных факторов на частоту метастазирования позвонил нам идентифицировать контингент больных первичной меланомой кожи, которым, наряду с широким иссечением первичной опухоли, показана адъювантная терапия (табл.37).

Таблица 37

Контингент больных первичной меланомой кожи, которым показано проведение адъювантной терапии

Пол больных Показания к АТ в зависимости от клинико-морфологических факторов Вероятность наличия скрытых микрометастазов В, %
Мужчины Все больные при наличии изъязвления эпидермиса над первичной опухолью 61,9
Все больные при III - V уровнях инвазии первичной опухоли 56,0
Все больные с толщиной первичной опухоли более 1.5 мм 57,9
Женщины IV и V уровни инвазии первичной опухоли Сочетание любых 3-х из 4-х факторов 49,4
Толщина опухоли более 3.0 мм
Локализация на коже головы, шеи и туловища Сочетание всех 4-х факторов 64,5
Наличие изъязвления эпидермиса над меланомой

Таким образом, больным первичной меланомой кожи мужчинам адъювантная терапия показана даже при наличии у них только одного фактора, тогда как женщинам целесообразно выполнять АТ только при наличии любых 3-х или всех четырёх факторов.