3. Лечение больных меланомой кожи

3.1 Хирургическое лечение больных меланомой кожи I стадии заболевания по Сильвену

В течение многих лет сотрудники торакального отделения Института принимали непосредственное участие в работе Сотрудничающего центра ВОЗ по диагностике и лечению меланом кожи. На основании многолетнего кооперированного исследования, касающегося необходимых границ иссечения первичных меланом кожи удалось установить, что поверхностно растущие, «тонкие» первичные опухоли, толщиной до 2,0 мм по Бреслоу могут быть подвергнуты экономному (на расстоянии 1,0 см от края опухоли) иссечению.

При наличии у пациентов более «толстых» (толщиной 2,0 мм и более) меланом кожи по Бреслоу границы иссечения опухолей должны составлять не менее 3-х см от их видимых границ.

Нами был проведен топографический анализ клинических местных рецидивов, возникших у 42 больных первичной меланомой кожи после широкого (отступя не менее 3-х см) иссечения опухоли. У всех этих пациентов возникшие клинические местные рецидивы локализовались вне зоны послеоперационного рубца или пересаженного дерматомного лоскута. Оказалось, что из 42 больных у 40 клинические местные рецидивы локализовались проксимально по отношению к регионарному лимфатическому коллектору и только у 2-х - дистально. На этом основании мы полагаем, что объем иссечения первичных меланом кожи толщиной более 2,0 мм по Бреслоу, отступя от края опухоли 3 см, является адекватным только для дистального направления от регионарных лимфатических узлов. Для проксимального к регионарному лимфатическому коллектору направления границы иссечения должны быть расширены до 5 см.

Наши собственные исследования, касающиеся частоты возникновения местных рецидивов в зависимости от вида обезболивания при операции показали, что клинические местные рецидивы статистически достоверно чаще возникают при использовании местной инфильтрационной анестезии (Р<0,05), даже при широком иссечении (3 см) первичной опухоли.

Анализ влияния вида кожной пластики при закрытии раневого дефекта на частоту возникновения клинических местных рецидивов после широкого иссечения первичной меланомы кожи доказал, что эти рецидивы статистически достоверно реже возникают при свободной кожной пластике (Р<0,05), исключая локализацию первичной опухоли на коже туловища, где возможна пластика местными тканями (перемещёнными кожными лоскутами).

При анализе общих результатов хирургического лечения больных первичной меланомой кожи нами получены следующие результаты. Так, 5 и более лет с момента иссечения первичной опухоли прожили 331 (69,0%) из 480 пациентов. В течение 10 и более лет после лечения прослежена судьба 460 больных; из них в течение этого срока были живы 270 (58.7%) пациентов Результаты 15-летней выживаемости больных составили 54,0% (101 из 187). Таким образом, после 5-летнего срока наблюдения за радикально оперированными больными первичной меланомой кожи результаты выживаемости пациентов в течение последующих 10 лет снижаются на 15%. Этот факт обязательно следует учитывать при диспансеризации больных.