2.4 Поздние рецидивы и метастазы у больных меланомой кожи

Из 976 радикально леченых больных меланомой кожи I и II стадий заболевания по Сильвену у 46 (4,7%) пациентов мы наблюдали возникновение поздних рецидивов и метастазов в сроки 5 и более лет после лечения. Средний возраст больных составил 45,5 лет. В данной группе больных преобладали женщины - 38 (82,6%) пациенток. По нашему мнению этот факт подтверждает общепринятое положение о лучшем течении заболевания у лиц женского пола. Сведения о длительности свободного интервала у наблюдаемых нами пациентов представлены в таблице 32. Отмечено, что поздние рецидивы и метастазы у больных меланомой кожи могут проявляться в самые различные сроки после радикального лечения.

Данные о частоте и видах позднего прогрессирования опухолевого процесса у наблюдавшихся нами 46 пациентах представлены в таблице 33.

Таблица № 32

Длительность свободных интервалов до появления поздних рецидивов и метастазов у радикально леченных больных меланомой кожи I и II стадий заболевания по Сильвену

Длительность свободного интервала в годах Число больных Длительность свободного интервала в годах Число больных
11 5 - -
12 3 Всего 46

Таблица 33

Виды и частота поздних прогрессирований опухолевого процесса у радикально леченных больных меланомой кожи I и II стадий заболевания по Сильвену

Вид позднего прогрессирования опухолевого процесса Число больных
абс. число %
Отдаленные метастазы во внутренние органы 23 50.0
Регионарные метастазы в лимфатические узлы 13 28.2
Транзитные метастазы в кожу и подкожную клетчатку 4 8.7
Клинические местные рецидивы 4 8.7
Отдаленные метастазы в кости скелета 1 22
Регионарные рецидивы 1 2.2

Согласно полученным результатам, наиболее часто позднее прогрессирование выражается в возникновении отдалённых (50%) и регионарных (28,2%) метастазов опухоли. Анализ клинико-морфологических данных у 46 больных с поздними рецидивами и метастазами показал, что единственным критерием, влияющим на частоту возникновения позднего прогрессирования опухолевого процесса, является толщина первичной опухоли по Бреслоу (Р<0,02). Очевидно, этот факт может быть объяснён общим худшим прогнозом заболевания у пациентов с более «толстой» меланомой кожи.

Из всех 46 больных 5 и более лет с момента возникновения позднего прогрессирования опухолевого процесса прожили только 7 (15,2%) пациентов. Трое из них - после хирургического удаления клинических местных рецидивов опухоли, двое - после лечебной регионарной лимфаденэктомии, один больной - после хирургического удаления регионарного рецидива и одна пациентка - после верхней лобэктомии по поводу солитарного отдалённого метастаза в правое лёгкое.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что общепринятый в клинической онкологии критерий 5-летней излеченности пациентов не всегда является оправданным для больных меланомой кожи. У 4,7% всех радикально леченых больных меланомой кожи I и II стадий заболевания по Сильвену после длительного свободного интервала (до 18 лет) могут появляться поздние рецидивы и метастазы опухоли. Поэтому сегодня анализ прогностических факторов, а также результатов лечения у больных меланомой кожи более рационально основывать не только на данных 5-летних, но также 7- и 10-летних наблюдений за пациентами.