2.3 Наиболее важные факторы прогноза у больных III стадии заболевания по Сильвену

Из 1079 больных первичной меланомой кожи I стадии заболевания по Сильвену у 87 (8,7%) пациентов мы наблюдали возникновение отдалённых метастазов в сроки до 5 лет после иссечения первичной опухоли. У 26 из 87 пациентов возникшие отдалённые метастазы синхронно сочетались с местными рецидивами и регионарными метастазами опухоли. У остальных 61 больного клинически имели место только одни отдалённые метастазы. В таблице 31 представлены данные об индексе (частоте) поражения отдалёнными метастазами различных органов и тканей у пациентов. Наиболее часто были поражены лёгкие (34,2%) и подкожная клетчатка (25,3%).

Таблица 31

Индекс (частота) метастазирования меланомы кожи в различные органы и ткани

Орган или ткани организма, пораженные метастазами Число больных с отдаленными метастазами
абс. число %
Легкое 30 34.6
Подкожная клетчатка 22 25.3
Кости скелета 7 8.0
Печень 6 6.9
Головной мозг 6 6.9
Другие внутренние органы 6 6.9
Кожа 5 5.7
Нерегионарные лимфатические узлы 5 5.7
Всего 87 100.0

Из всех 87 больных 5 и более лет с момента клинического выявления отдалённых метастазов прожили 6 (6,9%) пациентов после комбинированных методов лечения. Следует отметить, что у всех 6 больных имели место солитарные отдалённые метастазы, что позвонило выполнить их хирургическое удаление. У двух больных было произведено удаление метастаза в лёгком, у двух - в подкожной клетчатке, у одного - в нерегионарных лимфатических узлах и у одного - в головном мозгу.

Таким образом, согласно полученным нами данным, отдалёнными метастазами у больных меланомой кожи наиболее часто поражаются лёгкие, подкожная клетчатка, кости скелета, печень и головной мозг. Прогноз заболевания у этих пациентов крайне неблагоприятен. Основными прогностическими факторами у них являются число отдалённых метастазов, их анатомическая локализация, длительность последней ремиссии, период времени удвоения размеров метастазов и возможность их полного хирургического удаления.