2.2.2 Клинико-морфологические факторы при синхронном метастазировании

Нами было проведено исследования относительно влияния 19 клинико-морфологических факторов, характеризующих первичную опухоль, её регионарные метастазы и организм больного на результаты лечения пациентов. В исследование были включены 192 больных меланомой кожи с синхронно развившимися метастазами в каком-либо одном регионарном лимфатическом коллекторе (II стадия заболевания по Сильвену). Всем больным было выполнено радикальное хирургическое лечение - широкое иссечение меланомы + типичная регионарная лимфаденэктомия. В результате исследования выявлено, что у пациентов II стадии на клиническое течение болезни оказывают влияние следующие факторы.

1. Фактор пола, так как у женщин отмечены статистически достоверно лучшие результаты 5-летней выживаемости, чем у мужчин (Р<0,01).
  2. Фактор анатомической локализации первичной опухоли. Наилучший прогноз заболевания у пациентов отмечен при расположении первичной опухоли на коже нижних конечностей по сравнению с теми больными, у которых меланома локализовалась, соответственно, на коже головы, шеи и туловища (Р<0,05).
  3. Клеточный тип первичной опухоли. Наиболее благоприятное клиническое течение болезни отмечено у пациентов при веретеноклеточных опухолях (Р<0,02).
  4. Критерий Кларка, который сохраняет своё значение даже у больных II стадии болезни r = -0,9858).
  5. Количество поражённых метастазами регионарных лимфатических узлов. Отмечено резкое ухудшение прогноза заболевания при поражении более чем одного лимфатического узла (Р<0,001). Кроме того, выявлено, что при поражении метастазами 8 и более регионарных лимфатических узлов результаты 5-летней выживаемости пациентов сводятся к нулю (рис. 8).