2.1.2 Фактор анатомической локализации первичной опухоли

Наши данные о зависимости клинического течения болезни от анатомической локализации первичной опухоли представлены в таблице 20. Выявлено, что среди всех 480 больных наилучший прогноз заболевания имеет место при локализации меланомы на коже конечностей. Различие показателей 5-летней выживаемости в группах больных с локализацией первичной опухоли на коже, соответственно, верхних конечностей и туловища, нижних конечностей и туловища, верхних конечностей и головы, а также шеи, нижних конечностей и головы, а также шеи статистически достоверно (Р<0,005).

Табл. 20

Зависимость результатов 5-летней выживаемости больных меланомой кожи I стадии заболевания по Сильвену от анатомической локализации первичной опухоли

Локализация первичной опухоли Общее число больных Число больных, проживших 5 и более лет
абс. число %
Туловище 160 97 60.6
Верхние конечности 57 44 77.2
Нижние конечности 210 161 76.7
Голова и шея 53 29 54.7
Всего 480 331 69.0

Кроме того, нами были изучены данные о зависимости клинического течения заболевания от различной анатомической локализации первичной опухоли в пределах верхних и нижних конечностей. Отдельно были проанализированы особенности клинического течения меланомы кожи синхронно в зависимости от пола пациентов и анатомической локализации первичной опухоли (табл.21).

Таблица 21

Зависимость результатов 5-летней выживаемости больных меланомой кожи I стадии заболевания по Сильвену от факторов пола и анатомической локализации первичной опухоли

Локализация первичной опухоли Общее число больных мужчины Общее число больных женщины Достоверность различий
Число больных, проживших 5 и более лет Число больных, проживших 5 и более лет
абс. число % абс. число %
Туловище 70 34 48.6 90 63 70.0 Р < 0.01
Верхние конечности 11 5 45.5 46 39 84.8 Р < 0.02
Нижние конечности 28 13 46.4 182 148 81.3 Р < 0.01
Голова и шея 14 7 50.0 39 22 56.4 Р > 0.05
Всего 123 59 48.0 357 272 76.2 Р < 0.01

Как следует из таблицы, у мужчин наблюдается одинаковое неблагоприятное течение заболевания, независимо от анатомической локализации меланомы. У женщин прогноз заболевания статистически достоверно лучше, чем у мужчин при всех локализациях первичной опухоли, исключая кожу головы и шеи. Последние протекают одинаково неблагоприятно как у мужчин, так и у женщин

Полученные нами данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Наихудшее клиническое течение меланом кожи у больных I стадии заболевания по Сипьвену наблюдается при локализации первичной опухоли на коже головы и шеи (особенно височной области и ушной раковины).
  2. Среди больных меланомой кожи конечностей наихудший прогноз заболевания имеет место при поражении кожи стопы.
  3. Среди мужчин наихудший прогноз заболевания отмечен при расположении первичной опухоли на коже плеча и стопы.
  4. У женщин наихудший прогноз заболевания связан с расположением первичной опухоли на коже головы и шеи, а также стопы. Локализация меланомы на коже верхних и нижних конечностей (исключая стопу) у женщин ассоциируется с относительно благоприятным клиническим течением болезни.

Таким образом, можно констатировать определенную зависимость клинического течения меланомы кожи от анатомической локализации первичной опухоли. В научной литературе существует мнение о том, что различие в прогнозе заболевания между мужчинами и женщинами, прежде всего, объясняется особенностями локализации первичной опухоли у них. Очевидно, этот постулат имеет право на существование, так как по нашим данным, меланома у мужчин чаще, чем у женщин, локализуется на коже туловища и стопы. Причём, опухоли именно этих анатомических областей тела клинически хуже протекают у мужчин. Однако, было бы нерациональным объяснять общее ухудшение течения болезни у мужчин только особенностями анатомической локализации первичной опухоли. Согласно нашим данным, не отмечено статистически достоверного ухудшения прогноза заболевания у мужчин при локализации меланомы кожи на коже предплечья, бедра и голени.

По нашему мнению особенности анатомической локализации первичных меланом кожи являются только одной из причин, обуславливающих лучшее клиническое течение болезни у женщин. Не менее важными здесь могут являться гормональное влияние и лучшая постановка ранней диагностики первичной опухоли у женщин.