1.4 Профилактика первичной меланомы кожи

В настоящем разделе работы нами изучались вопросы только вторичной профилактики первичной меланомы кожи, которые, как известно, заключаются в своевременном выявлении и хирургическом удалении существующих у людей пребластоматозных процессов кожи (см табл. 5). Очевидно, что самым эффективным методом вторичной профилактики является иссечение меланоза Дюбрейля и пигментных невусов кожи на фоне которых, как уже было доказано, возникают большинство первичных меланом кожи.

Однако, было бы нерациональным полагать, что проблему профилактики меланомы кожи можно решить посредством удаления всех имеющихся у людей пигментных невусов. Как показывают наши наблюдения, пигментные невусы в целом являются вполне доброкачественными образованиями и общая вероятность их малигнизации составляет 1 на 10000.

Нами были изучены клинико-морфологические данные о всех больных первичной меланомой кожи, у которых опухоль возникла на фоне предсуществующих пигментных невусов. Проведенное исследование позволило идентифицировать группу пигментных невусов, малигнизация которых наиболее вероятна. Согласно полученным данным, профилактическое удаление пигментных невусов кожи у пациентов должно выполняться на основании следующих принципов.

1. Предпочтительнее удалять невусы в детском возрасте до наступления периода полового созревания.
  2. Удалению подлежат невусы, расположенные в тех анатомических областях тепа, где они могут подвергаться длительному травмированию.
  3. При наличии у человека единичных невусов размером 1,5 и более см. имеющих тёмно-коричневую или чёрную окраску, целесообразно ставить вопрос об их хирургическом удалении.
  4. Маленькие и небольшие невусы (линейные размеры до 5 см) чаще всего могут быть удалены под местной инфильтрационной анестезией. Иссечение средних, больших и гигантских невусов, как правило, требует общего обезболивания
  5. Диспластические невусы должны быть удалены, если: а) они имеют единичный характер, б) у больных с меланомой кожи в анамнезе, в) у людей с неблагоприятным семейным анамнезом - наличием меланомы кожи у родственников
  6. Границы иссечения тканей при хирургическом удалении невусов должны проходить на расстоянии не менее 0,5 см от видимого края невуса. В блок удаляемых тканей должен быть включён тонкий слой (3-5 мм) подкожной жировой клетчатки.
  7. Гигантские невусы целесообразно удалять при возможности их тотального одномоментного иссечения.
  8. Вопрос о биологической целесообразности частичного поэтапного удаления гигантских пигментных невусов нуждается в дальнейшем изучении, вследствие реальной возможности малигнизации оставшейся части невуса после операционной травмы.