1.1.3 Фоновые состояния первичной меланомы кожи

Согласно полученным нами данным, представленным в таблице 7, меланоз Дюбрейля явился источником возникновения меланомы кожи у 94 (9,6%) из 976 первичных больных меланомой кожи. Установлено, что меланома кожи в 2 раза чаще возникает на фоне предсуществующих невусов, нежели чем на фоне видимо неизменённой кожи (60,5% против 29,9%). Кроме того, из 590 клинических наблюдений развития меланомы из невусов, последние в 412 случаях (69,8%) были врождёнными, а в 178 (30,2%) - приобретёнными. Таким образом, наиболее меланомоопасными являются врождённые пигментные невусы.

Таблица 7

Фон развития первичной меланомы кожи (клинические наблюдения)

Фон развития первичной опухоли Число больных
абс. число %
Врождённый пигментный невус 412 42,3
Меланоз Дюбрейля 94 9,6
Приобретённый пигментный невус* 178 18.2
Неизменённая кожа 292 29,9
Всего 976 100

* Существовавший не менее 5 лет до появления первых клинических симптомов малигнизации

Следует подчеркнуть, что у 684 (70,1%) из 976 пациентов меланома возникла на фоне врождённого, либо приобретённого невуса или на фоне меланоза Дюбрейля (облигатного предрака). Подробный анализ анамнестических данных показал, что практически у всех этих 684 больных ещё до первичного врачебного осмотра имела место клиническая симптоматика малигнизации пигментных невусов.

Полученные нами сведения являются клиническими и поэтому их можно воспринимать с известной долей критики. Именно этот факт побудил нас отдельно проанализировать частоту возникновения меланом кожи из невусов на основании морфологического исследования опухоли и прилежащей к ней кожи (табл. 8.)

Таблица 8

Фон развития первичной меланомы кожи по данным гистологического исследования

Фон развития первичной опухоли Число больных
абс. число %
Пограничный невус 171 34,4
Сложный невус 224 45,1
Интрадермальный невус 80 16.1
Голубой невус 16 3.2
Нейриноматозный невус и нейроневус Массона 6 1,2
Всего 497 100

Из 976 больных первичной меланомой кожи у 497 (50,9%) гистологически удалось определить в коже, прилежащей к опухоли, или в самой меланоме остаточные структуры невуса. Таким образом, даже морфологическое исследование свидетельствует о том, что большая часть меланом развивалась на фоне предсуществующих невусов. Необходимо подчеркнуть, что чаще всего они возникали на фоне сложных невусов. На их долю пришлось 224 (45,1%) наблюдений из 497. Большое значение в развитии меланом имеет пограничный невус. На его фоне возникли 34,4% опухолей. Интрадермальневые невусы, в том числе и голубой, играют гораздо меньшую роль в возникновении меланомы кожи.

Анализ клинических данных показал, что частота малигнизации пигментных невусов кожи находится в прямой зависимости от их размеров по плоскости. Наши собственные наблюдения позволили нам предложить клиническую классификацию невусов по их линейным размерам:

1. Маленький невус, линейные размеры которого достигают 0,5 см.
  2. Небольшой невус, один из линейных размеров которого достигает 5 см.
  3. Средний невус, наибольший линейный размер которого составляет от 5 до 10 см.
  4. Большой невус, наибольший линейный размер которого составляет от 10 до 25 см.
  5. Гигантский невус, наибольший линейный размер которого составляет более 25 см.

Предложенная классификация невусов по их линейным размерам имеет далеко не формальное значение и подтверждается клиническими наблюдениями. Так, маленькие, небольшие и средние по размерам невусы практически всегда удаётся одномоментно хирургически удалить с закрытием раневого дефекта местными тканями (перемещёнными кожными лоскутами). Одномоментное хирургическое удаление больших невусов, как правило, требует использования свободной кожной пластики, то есть дерматомного лоскута. Что касается гигантских невусов, то одним из главных их клинических признаков является невозможность одномоментного хирургического удаления даже с использованием свободной кожной пластики.

Таким образом, ранняя клиническая диагностика первичных меланом кожи обязательно должна основываться на знании практическими врачами симптомокомплекса малигнизации длительно существующих пигментных невусов. Полученные нами данные позволяют заключить, что по крайней мере у 273 больных первичной меланомой кожи (с анамнестическими фоновыми состояниями) имелись реальные возможности для своевременного выявления первичной опухоли, которые, к сожалению, были упущены.