1. Диагностика и профилактика меланомы кожи

Основные результаты собственных исследований

1.1 Клиническая диагностика

Несмотря на определённые успехи, достигнутые за последние годы в лечении меланом кожи, общие результаты 5-летней выживаемости больных остаются невысокими и прямо зависят от степени распространения опухолевого процесса у пациентов на момент регистрации заболевания.

Так, по классификации Сильвена в модификации Розенберга, широко используемой зарубежными специалистами, при I клинической стадии заболевания (имеется только первичная опухоль без метастазов) 5-летние результаты даже комбинированного лечения варьируют от 57,5 до 86%.. При II стадии заболевания (имеются метастазы первичной опухоли в регионарных лимфатических узлах) 5-летний срок после комбинированных методов лечения переживают от 16 до 49% больных. При III стадии (имеются отдалённые метастазы первичной опухоли или её метастазы более чем в одном регионарном лимфатическом коллекторе) только единичные больные переживают 5-летний период после сложных комбинированных методов печения.

Таким образом, на сегодняшний день результаты лечения больных меланомой кожи даже I стадии заболевания трудно признать удовлетворительными, учитывая наружную локализацию опухоли и возможность её визуального наблюдения. Однако, в ближайшие годы маловероятно ожидать значительного улучшения результатов лечения таких больных только за счёт оптимизации самих методов лечения. Так, в настоящий момент резервы хирургического метода лечения первичной меланомы кожи, по-видимому, исчерпаны. Установлена, что расширение объёма удаляемых вместе с первичной опухолью тканей не повышает радикализма вмешательства и не улучшает результатов выживаемости больных. Необходимость выполнения профилактической регионарной лимфаденэктомии всем без исключения пациентам при клинически непоражённых метастазами регионарных лимфатических узлах большинством учёных не поддерживается. Вопрос об избирательной (селективной) профилактической регионарной лимфаденэктомии при наличии у некоторых пациентов с первичной опухолью факторов риска регионарного метастазирования всё ещё находится в стадии изучения. Использование адъювантной полихимио-, лучевой и иммунотерапии далеко не всегда улучшает результаты лечения больных. Наконец, применение сложных комбинированных методов лечения у пациентов с распространенными формами опухоли оказывает объективный эффект только в 20 - 50% наблюдений.

Таким образом, сегодня основные надежды на существенное улучшение результатов лечения больных меланомой кожи могут быть связаны с разработкой и совершенствованием методов ранней клинической диагностики первичной опухоли.

Под клинической диагностикой первичной меланомы кожи нами подразумевается максимально точное установление клинического диагноза меланомы без использования инструментальных и морфологических методов исследования.

Согласно нашим исследованиям, сегодня большинство больных с первичной меланомой кожи впервые обращаются к дерматологам, косметологам, хирургам общего профиля, а не к онкологам. К сожалению, длительное обследование больного первичной меланомой кожи на догоспитальном этапе в результате прохождения пациентом нескольких «промежуточных» инстанций до обращения к квалифицированному клиницисту-онкологу является одной из главных причин поздней диагностики заболевания, а значит прогрессирования опухолевого процесса.

Отсюда вытекает актуальность ранней клинической диагностики первичной меланомы кожи. Установление истинного клинического диагноза позволяет без промедления направить пациента к хирургу-онкологу, а также избежать неадекватного лечения - мазевых аппликаций на опухоль, физиотерапии, электрокоагуляции, экономного под местной инфильтрационной анестезией иссечения первичной меланомы кожи.

Кроме того, в настоящее время далеко не во всех лечебных учреждениях страны имеется штат квалифицированных онкоморфологов (цитологов и гистологов). Поэтому правильно установленный именно клинический диагноз часто решает судьбу больного с первичной меланомой кожи.

Своевременная клиническая диагностика меланомы кожи не требует дорогостоящих методик исследования, ввиду доступности визуального наблюдения, изученности фоновых состояний первичной опухоли и знания биологии её роста. В настоящее время общепризнанным является положение о том, что при неуклонном совершенствовании ранней диагностики меланома кожи является потенциально полностью излечимым заболеванием.

Несомненно, такая диагностика будет способствовать улучшению результатов лечения пациентов и в конечном итоге окажет значимый экономический эффект Как показывает наш собственный опыт, для этого необходимы:

1. Идентификация групп риска возникновения первичной меланомы кожи.
  2. Знание фоновых состояний первичной меланомы кожи.
  3. Адекватные представления о причинах и симптомах злокачественной трансформации пигментных невусов кожи.
  4. Тщательный анализ субъективных ощущений (жалоб) пациента, а также сведений об анамнезе заболевания и жизни.
  5. Визуальные данные обследования первичной опухоли и кожных покровов пациента в зоне предполагаемого лимфатического оттока от меланомы.
  6. Тщательное физикальное обследование (пальпация) первичной опухоли, мягких тканей, особенно в зоне предполагаемого лимфатического оттока от меланомы, а также регионарных лимфатических узлов.