8.2 Клинико-морфологические факторы прогноза заболевания у пациентов с синхронным сочетанием первичной меланомы кожи и ее регион

Как уже было изложено выше, на прогноз заболевания у больных первичной меланомой кожи (I стадия по Сильвену) оказывает влияние достаточно большое количество клинико-морфологических факторов. Однако при II стадии болезни по Сильвену, когда у пациентов наряду с первичной опухолью уже имеют место ее регионарные метастазы, многие из этих факторов теряют свое прогностическое значение.

По мнению большинства авторов, у больных II стадии заболевания важное прогностическое значение имеет число пораженных метастазами лимфатических узлов, а также степень их метастатического поражения. Последняя большинством морфологов подразделяется на:

1) наличие микроэмболов - групп опухолевых клеток (микрометастазов) в ткани лимфатического узла, 2) частичное замещение ткани лимфатического узла опухолевыми клетками, 3) полное замещение ткани лимфатического узла опухолевыми клетками, 4) прорастание капсулы лимфатического узла и выход опухолевых клеток за его пределы.

Факт ухудшения прогноза заболевания у больных II стадии при увеличении числа пораженных метастазами лимфатических узлов описан многими исследователями (Cohen et al., 1977; Balch et al., 1981; Day, Sober et al., 1981; Shaw et al., 1985; Belli et al., 1989; Balch et al., 1992; Drepper et al., 1993). По данным Кашинелли с соавт. (Cascinelli et al., 1984), при опухолевом поражении только одного лимфатического узла результаты 5-летней выживаемости пациентов составили 43.4 %, тогда как при наличии метастазов в трех лимфатических узлах соответственно только 26 %.

Согласно наблюдениям Фортнера с соавт. (Fortner et al., 1977), при наличии микроскопических опухолевых эмболов в ткани лимфатического узла результаты 5-летней выживаемости больных составили 67 %, тогда как при полном замещении опухолью ткани лимфатического узла - соответственно только 50 %. При экстранодальном метастатическом поражении регионарных лимфатических узлов прогноз заболевания у пациентов резко ухудшается. Так, результаты 10-летней выживаемости больных при внутринодальном типе поражения лимфатических узлов метастазами составили 64.5 %, а при „выходе” опухолевых клеток за пределы капсулы лимфатического узла - соответственно только 32.6% (Lucacs, 1988; Monsour et al., 1993).

Некоторыми специалистами получены данные о том, что на прогноз заболевания пациентов II стадии также оказывают влияние их пол и возраст (Singletary et al., 1988), наличие изъязвления эпидермиса над первичной меланомой кожи (Balch et al., 1981; Shaw et al., 1985), уровень инвазии первичной опухоли в подлежащие ткани по Кларку (Belli et al., 1988; Drepper et al., 1993), а также анатомическая локализация меланомы и ее толщина по Бреслоу (Slingluff et al., 1988).

Нами проведено ретроспективное исследование относительно влияния 19 клинико-морфологических факторов, характеризующих первичную опухоль, ее регионарные метастазы и организм больного, на результаты лечения пациентов II стадии заболевания. В исследование были включены 184 больных первичной меланомой кожи с синхронно развившимися метастазами в каком-либо одном регионарном лимфатическом коллекторе. Всем пациентам было выполнено радикальное хирургическое лечение - широкое иссечение меланомы + типичная регионарная лимфаденэктомия. Судьба всех больных была прослежена в сроки не менее 5 лет после операции.

Учитывая ретроспективный характер настоящего исследования, не у всех 184 пациентов удалось собрать достаточно полные данные. Поэтому при анализе того или иного прогностического фактора общее число наблюдений варьирует. В результате исследования нами выявлена прогностическая значимость следующих клинико-морфологических факторов.