7.11 Микроскопические сателлиты вокруг первичной опухоли

Согласно наблюдениям Л. И. Ракова и Л. М. Хачатуряна (1971), вокруг первичных меланом кожи в 23% случаев имелись микроскопические сателлиты, которые наиболее часто локализовались в подсосочковом слое дермы и возникали вследствие задержки (фиксации) опухолевых эмболов в сосудах кожи. По данным авторов, прогноз заболевания у пациентов при наличии микроскопических сателлитов ухудшается.

В наших исследования наличие микроскопических сателлитов было обнаружено у 43 больных первичной меланомой кожи максимально на расстоянии 2.3 см от первичной опухоли. Примечательно, что возникновение большинства этих сателлитов явилось следствием первичной множественности опухолевого процесса, т. е. сателлиты чаще возникали вследствие мультицентрического роста меланомы, о чем свидетельствовало наличие пограничной активности меланоцитов в эпидермисе над ними. Из 43 таких пациентов 5 и более лет после лечения прожили 29 (67.4 ± 7.2 %) больных. Таким образом, по нашим данным, этот морфологический критерий не оказывает существенного влияния на прогноз заболевания у пациентов с первичной меланомой кожи (естественно, после широкого иссечения опухоли).