7.10 Латеральная активность пограничных меланобластов эпидермиса

Напомним, что латеральная активность пограничных меланобластов представляет собой пролиферацию последних в эпидермисе на определенном расстоянии от первичной опухоли без видимой связи с ней (рис. 142). В свое время существовало мнение о том, что данный морфологический феномен является показателем латентного течения опухоли, стабилизации ее в эпидермисе и отсутствия наклонности к инвазивному росту (Lane et al., 1958). Несколько позже было отмечено, что латеральная пограничная активность прогностически неблагоприятна (Cochran, 1969). С точки зрения А. С. Горделадзе (1969а), А. С. Горделадзе с соавт. (1990), присутствие латеральной пограничной активности свидетельствует о наличии опухолевого поля, выходящего за пределы видимых границ опухоли, и является предпосылкой инвазивного роста на большей территории, чем размер первоначальной опухоли, показателем активности роста опухоли, а не стабилизации ее. Таким образом, данный морфологический феномен имеет злокачественную природу и является одним из путей прогрессии опухоли.

Латеральную активность пограничных меланобластов эпидермиса мы наблюдали максимально на расстоянии 2.0 см от первичной меланомы кожи. Нам в своих исследованиях не удалось выявить статистически достоверного ухудшения результатов 5-летней выживаемости больных при наличии у них этого морфологического феномена (Р  > 0.05). Из 36 таких пациентов 5 и более лет после лечения прожили 23 (63.9 ± 8.1 %) больных.