7.9 Псевдоэпителиоматозная гиперплазия эпидермиса над первичной опухолью

Одной из морфологических особенностей меланомы кожи является ее склонность к псевдоэпителиоматозу (рис. 141). Иногда последний может быть настолько выражен, что напоминает морфологическую картину плоскоклеточного рака. По данным одних авторов, псевдоэпителиоматозная гиперплазия не имеет существенного значения для прогноза заболевания (Menhert, 1965). Напротив, другие специалисты сообщают, что наличие псевдоэпителиематозной гиперплазии эпидермиса над опухолью сводит результаты 5-летней выживаемости к нулю (Williams et al., 1968). Аллен и Спитз (Allen, Spitz, 1954) считают псевдоэпителиоматозную гиперплазию предпосылкой дермальной пролиферации атипичных меланоцитов. А. С. Горделадзе (1969а) отмечает, что вследствие псевдоэпителиематозной гиперплазии эпидермиса и последующего возникновения атипичной пограничной активности в эпидермальных отростках, проникающих на различную глубину дермы, возможно возникновение очагов роста меланобластов в глубоких слоях дермы без связи с первоначальным фокусом.

На нашем материале явления псевдоэпителиоматозной гиперплазии в опухоли были обнаружены у 51 больного. Из них 5 и более лет после лечения прожили 38 (74.5 ± 6.2 %) пациентов. Таким образом, по нашим данным, этот морфологический критерий не оказывает существенного влияния на прогноз заболевания у больных первичной меланомой кожи.