7.3 Фоновые состояния меланомы и ее гистогенетический тип

Исследованиями Г. А. Блиновой (1969, 1971) выявлено, что меланомы кожи по своему гистогенезу могут быть разделены на эпидермодермальные и интрадермальные, возникающие соответственно из меланоцитов эпидермиса и меланоцитов, лежащих в дерме. По мнению автора, все меланомы, исходящие из пограничных эпидермальных меланобластов при наличии пролиферации последних не только над самой опухолью, но также и вокруг нее, считаются эпидермодермальными.

Для интрадермальных меланом характерно отсутствие участия эпидермальных меланобластов в образовании опухоли, рост ее по направлению к эпидермису, в результате чего последний сдавливается  истончается и даже атрофируется. В некоторых случаях между опухолью и вышележащим эпидермисом может быть видна полоска интактной соединительной ткани. Таким образом, различают эпидермодермальные, интрадермальные и смешанные меланомы кожи, причем Г. А. Блиновой отмечено, что наличие у пациентов интрадермального гистогенетического типа первичной опухоли обусловливает худшее клиническое течение заболевания ввиду более частого метастазирования. Р. И. Вагнером и Л. М. Хачатуряном (1974) выявлено, что регионарные метастазы у пациентов наблюдаются в 2 раза чаще при интрадермальных опухолях, чем при эпидермодермальных.

Исследования зависимости результатов 5-летней выживаемости больных первичной меланомой кожи от фона возникновения опухоли представлены в табл. 56. Относительно небольшое число наблюдений в таблице связано с тем, что нами учтены только те случаи, в которых фон возникновения меланомы не вызывал сомнения, т. е. когда в основании первичной опухоли четко определялись остаточные структуры невуса (рис. 122, 123). Как следует из таблицы, факт возникновения первичной меланомы кожи на фоне пограничного невуса обусловливает статистически достоверно лучший прогноз заболевания у пациентов, нежели возникновение первичной опухоли на фоне интрадермального невуса ( х2 = 5.2, Р < 0.05).

При анализе влияния гистогенетического типа первичной опухоли на клиническое течение заболевания получены следующие данные. Так, первичные меланомы эпидермодермального гистогенетического типа (рис. 124) выявлены у 246 больных. Из них 5 и более лет после лечения прожили 179 человек (72.8 ±2.8%). Напротив, результаты 5-летней выживаемости больных с интрадермальным гистогенетическим типом первичной опухоли (рис. 125) составили только 57.6 ±5.4% (49 из 85) (Х2 = 16.66, Р< 0.001). Таким образом, прогноз заболевания оказался статистически достоверно лучше при наличии у пациентов эпидермодермальных опухолей.

Таблица 56

Зависимость результатов 5-летней выживаемости больных первичной меланомой кожи от фона возникновения опухоли

Фон возникновения первичной меланомы кожи Общее число больных Число больных, проживших 5 и более лет
абс. число % ±m
Пограничный невус 106 85 80.2 ±13.9
Сложный невус 76 55 72.4 ± 5.2
Интрадермальный невус 37 22 59.5 ± 6.2
Всего 219 162 -

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что гистогенетический тип первичной опухоли является важным прогностическим фактором у больных первичной меланомой кожи. Причем очень важно, что этот морфологический критерий непосредственно связан с фоновыми состояниями первичной опухоли. Поэтому при оценке прогноза заболевания у больных первичной меланомой кожи определение и учет гистогенетического типа опухоли являются весьма рациональными.