7.2 Клеточный тип первичной опухоли

В настоящее время большинство отечественных и зарубежных морфологов выделяют четыре клеточных типа меланомы кожи: эпителиоидноклеточный, веретеноклеточный, смешаноклеточный (полиморфный) и невоклеточный (рис. 118-121). Однако существует мнение о том, что невоклеточная разновидность меланомы представляет собой крайне анаплазированный вариант эпителиоидноклеточ- ного типа первичной опухоли (Иконописов и др., 1977).

Исследованиями многих авторов отмечена зависимость прогноза заболевания от клеточного строения меланомы кожи. Так, В. А. Лилова и Л. М. Хачатурян (1972, 1975) полагают, что эпителиоидноклеточные меланомы являются опухолями низкой дифференцировки, а веретеноклеточные - более зрелыми, вследствие этого первые клинически протекают более злокачественно. Этот вывод согласуется с мнением других специалистов, отмечающих относительно хороший прогноз заболевания при веретеноклеточной структуре меланомы (Zurkir- chen, 1962; Williams et al., 1968). С другой стороны, в литературе имеются сведения о худшем течении заболевания при веретеноклеточном типе первичной опухоли (Sondergaard, Schou, 1985). А. И. Раков, Л. М. Хачатурян (1972), а впоследствии Иствуд с соавт. (Eastwood, Baker, 1984) считают наиболее злокачественными меланомы смешанноклеточного типа. По мнению К. А.Агамовой с соавт. (1972) и Ш. Р. Хасанова (1987), наиболее неблагоприятно протекающим является невоклеточный вариант первичной опухоли. Таким образом, большинство авторов склонны считать веретеноклеточный тип первичной меланомы кожи самым благоприятным с точки зрения прогноза заболевания. Смешаноклеточный и невоклеточный типы опухоли клинически протекают более злокачественно.

Наши данные о зависимости результатов 5-летней выживаемости больных первичной меланомой кожи от клеточного типа опухоли представлены в табл. 55. Выявлено, что при веретеноклеточном строении первичной меланомы кожи имеет место статистически достоверно лучший прогноз заболевания, нежели чем при всех остальных клеточных типах опухоли (х2 = 4.15, Р < 0.05). Несмотря на имеющиеся в научной литературе сведения о том, что невоклеточный тип опухоли связан с наихудшим прогнозом заболевания, нам не удалось подтвердить это положение (Р > 0.05).

Таблица 55

Зависимость результатов 5-летней выживаемости больных первичной меланомой кожи от клеточного типа опухоли

Клеточный тип первичной меланомы кожи Общее число больных Число больных, проживших 5 и более лет
абс. число % ±m