5.3 Транзитные метастазы

Транзитные метастазы у больных меланомой кожи могут возникать как при наличии первичной опухоли (т. е. синхронно с ней), так и через какой-либо период времени после хирургического удаления первичной меланомы кожи. Одним из главных признаков транзитных метастазов является их регионарность, т. е. локализация в той же дренируемой лимфатическими узлами анатомической области организма, что и первичная меланома кожи, но обязательно вне лимфатических узлов (рис. 94-96).

При синхронном наличии первичной меланомы кожи и се транзитных метастазов под последними понимаются все опухолевые образования, расположенные в коже и мягких тканях на расстоянии более 5 см от первичной опухоли, между меланомой и ее регионарным лимфатическим коллектором. У больных после удаления первичной меланомы кожи под транзитными метастазами понимаются все опухолевые образования, возникшие в коже и мягких тканях на расстоянии более 5 см от послеоперационного рубца или лоскута.

Из 743 больных первичной меланомой кожи I стадии по Сильвену синхронные транзитные метастазы имели место у 3 (0.4 %) пациентов. Транзитные метастазы после широкого иссечения первичной опухоли возникли у 36 (4.9 %) больных. Из этих 36 пациентов с развившимися транзитными метастазами у 2 последние сочетались с местными рецидивами, а у 3 - с регионарными метастазами. Из 31 (36-5) пациента с возникшими после иссечения первичной опухоли только одними транзитными метастазами 5 и более лет после лечения прожили 13 (41.9 %) человек.