Глава 5. Виды прогрессирования опухолевого процесса у больных меланомой кожи

Прогрессирование опухолевого процесса у больных меланомой кожи может выражаться в возникновении: I) внутрикожных сателлитов, 2) местных рецидивов, 3) транзитных метастазов, 4) регионарных метастазов, 5) регионарных рецидивов, 6) отдаленных метастазов.

К сожалению, до настоящего времени как в научной литературе, так и в клинике отсутствует единое мнение о том, что конкретно следует понимать под тем или иным видом прогрессирования болезни. Этот факт приводит к тому, что неискушенному в вопросах лечения больных меланомой кожи клиницисту подчас бывает трудно представить себе, о чем в данном случае идет речь. Кроме того, вопрос о видах прогрессирования опухолевого процесса сегодня усложнен отсутствием единой терминологии. Анализ литературных данных показывает, что один и тот же вид прогрессирования меланомы кожи различными авторами трактуется по-разному.

Прежде всего многие авторы называют общим термином „рецидив заболевания” любое по локализации возобновление болезни, возникшее через какой-либо временной интервал после хирургического иссечения первичной опухоли (Milton et al., 1980; Kenady et al., 1982; Briele et al., 1983; Finck et al., 1983; Watzing, Knopf, 1983). Под термином „регионарный рецидив” заболевания одни специалисты понимают развитие метастазов излеченной ранее первичной опухоли в регионарных лимфатических узлах (Krementz, Ryan, 1973; Fortner et al., 1977), другие - повторный рост опухоли в области послеоперационного рубца после регионарной лечебной лимфаденэктомии (Milton, 1968). Ряд авторов выделяет наличие так называемой рецидивирующей после хирургического лечения меланомы кожи в пределах конечности, которая проявляется внутрикожными и (или) подкожными опухолевыми узлами и в некоторых случаях сочетается с регионарными метастазами (Сох, 1974; Chardat et al., 1978; Karakousis et al., 1980a, 1980b, 1980c; Martijn et al., 1980). Наконец, под термином „местный рецидив” первичной опухоли после ее хирургического иссечения большинство клиницистов понимают повторный рост опухоли в пределах послеоперационного рубца или пересаженного кожного лоскута, а также вблизи них.

Мильтоном (Milton, 1966) и Лии (Lee, 1980) предложена следующая классификация отдельных видов прогрессирования опухолевого процесса у больных меланомой кожи.

1. Местные рецидивы.
  2. Сателлиты вдоль путей лимфооттока.
  3. Метастазы в регионарных лимфатических узлах.
  4. Отдаленные метастазы.

Но мнению авторов, проявление у пациентов первых трех типов рецидивов свидетельствует о неадекватности проведенного лечения, поэтому они могут быть объединены в понятие местно-рецидивной или локо-регионарной меланомы кожи.

В. В. Яворский (1975) выделяет три варианта течения метастатического процесса у больных меланомой кожи.

1. Тип А - рецидивы и внутрикожные метастазы.

2. Тип В - регионарный тип метастазирования.

3. Тип С - гематогенный тип метастазирования.

В. М. Жуков (1978) делит повторный рост опухоли после ее иссечения на рецидивы и так называемые местные кожные диссеминаты. По мнению Розес с соавт. (Roses et al., 1983), все рецидивные новообразования, возникшие в пределах 5 см от края послеоперационного рубца или кожного лоскута, следует называть местными метастазами. Синглетари с соавт. (Singletary et al., 1988) все транзитные метастазы и рецидивы меланомы в пределах конечности объединяет термином „регионарные кожные метастазы”. Кашинелли с соавт. (Cascinelli, Bubalino et al., 1986) считает возможным говорить о наличии у больных меланомой кожи регионарных метастазов вне лимфатических узлов. Под этим термином авторы понимают все местные рецидивы опухоли, а также ее сателлиты и транзитные метастазы. С их точки зрения, сателлитами следует называть все опухолевые образования, развившиеся в коже и подкожной клетчатке в пределах 5 см от первичной меланомы, а транзитными метастазами соответственно все образования за пределами 5 см от меланомы.

По вопросу о том, что считать именно местным рецидивом меланомы после иссечения первичной опухоли в доступной нам литературе встретились следующие определения.

1. Повторный рост опухоли непосредственно в послеоперационном рубце или в пределах пересаженного кожного лоскута (Milton, 1966, 1980; Сергеев, 1972; Pitt, 1977; Cascinelli, Budalino et al., 1986).
  2. Повторный рост опухоли как в послеоперационном рубце или в пределах пересаженного кожного лоскута, так и в непосредственной близости от них без указания расстояния от рецидивной опухоли до рубца или лоскута (Olsen, 1966; Хачатурян, Блинова, 1972; Сох, 1974; Lee, 1980).
  3. Повторный рост опухоли в послеоперационном рубце или в пределах кожного лоскута, а также все опухолевые образования в коже и подкожной клетчатке на расстоянии до 3-5 см включительно от рубца или лоскута (Koops et al., 1977; Karakousis et al., 1980a; Urist, 1985; Balch et al., 1992).

Таким образом, данные литературы свидетельствуют о том, что в унификации нуждаются не только виды прогрессирования опухолевого процесса у больных меланомой кожи, но также их терминология. Поэтому нам кажется уместным привести здесь собственные понятия о всех видах прогрессирования опухолевого процесса у пациентов. Настоящие понятия и их терминология сложились ретроспективно в НИИ онкологии в результате клинических и морфологических наблюдений за течением заболевания у больных меланомой кожи. Изложенный ниже перечень можно рассматривать как классификацию. Очевидно, что уточнение всех терминов прогрессирования опухолевого процесса позволит читателю адекватно воспринимать последующее изложение материала.