4.5.1 Первично-множественные меланомы кожи

По данным большинства отечественных и зарубежных авторов, частота первично-множественных меланом кожи по отношению ко всем первичным меланомам кожи варьирует от 1.1 до 5.6% (Petersen et al., 1962; McLeod et al., 1968; Нивинская, 1970; McGovern, 1972; Cascinelli et al., 1975; Романова и др., 1977; Moseley et al., 1979; Vaisman et al., 1979; Трапезников, Хасанов, 1991; Хасанов, 1991).

У мужчин наблюдается втрое больший риск развития первичной множественности опухолевого процесса, чем у женщин, особенно в молодом возрасте (Veronesi et al., 1976). Бэрдморе с соавт. (Beard- more, Davis, 1975) из 1444 больных первичной меланомой кожи у 57 констатировали множественные опухоли, причем по 2 - у 44, по 3 - у 10, по 5 - у 2 и 6 меланом - у одного больного. Средний интервал между операцией по поводу первой меланомы и появлением последующей первичной опухоли составил 41 мес. Наиболее частая локализация - кожа нижних конечностей и туловища. Моселей с соавт. (Moseley et al., 1979) наблюдал 24 больных с двумя опухолями, 11 пациентов - с тремя, двух больных - с четырьмя и одного пациента - с восемью первичными меланомами кожи. Ряд специалистов отмечает, что при фамильной меланоме кожи частота первично-множественных опухолей достигает 12.3 % (Cochran, 1976; Greene, Fraumeni, 1979).

В диагностике первично-множественных меланом кожи имеют место некоторые особенности. Иногда бывает достаточно трудно отличить возникшую вторую новую опухоль от внутрикожного метастаза или рецидива первой опухоли, тем более что встречается их сочетание (Koops et al., 1977). Многие авторы отмечают лучшие результаты лечения у больных первично-множественными меланомами кожи, чем у пациентов только с одной опухолью, причем данный факт объясняется меньшей гистологической злокачественностью и меньшей частотой регионарного метастазирования первично-множественных меланом кожи (Moseley et al., 1979; Хасанов, 1991).

Нам удалось наблюдать 6 больных первично-множественной меланомой кожи, что составило 0.54% от всех пациентов с меланомой кожи, лечившихся в Институте за идентичный период времени (6 из 1100). Полученная нами частота возникновения первично-множественных меланом кожи существенно отличается от данных других авторов. По-видимому, это объясняется тем, что определенная часть наших наблюдений имела ретроспективный характер. Мы приводим краткие клинико-морфологические данные о 6 больных первично-множественной меланомой кожи (табл. 36). Анатомическая локализация опухолей была разнообразной, однако чаще поражалась кожа конечностей и, что примечательно, опухоли локализовались либо на симметричных участках тела, либо на одной из противоположных частей тела. Найти объяснение такому факту на нашем материале не представилось возможным.

В наших наблюдениях время существования симптомов первой опухоли было преимущественно коротким и составляло не более 12 мес. Средняя продолжительность времени между возникновением первой и второй опухолей составила 3.7 года, хотя нередко она превышала 4 года. У одной женщины первично-множественные меланомы кожи возникли синхронно. Как следует из табл. 36, опухоли чаще всего имели поверхностно-распространяющуюся форму роста и эпите- лиоидноклеточный или смешанноклеточный тип гистологического строения. Они содержали незначительное количество пигмента и обладали сравнительно неглубокими уровнями инвазии в подлежащие ткани (II-III уровни по Кларку с соавт.).

У всех 6 больных первично-множественными меланомами кожи применили радикальное хирургическое лечение. Двум пациентам была выполнена профилактическая регионарная лимфаденэктомия, однако при морфологическом исследовании лимфатических узлов метастазов опухоли не обнаружили.

Оценивая прогноз заболевания при первично-множественных меланомах кожи, можно отметить достаточно благоприятное течение опухолевого процесса у больных. Нам удалось проследить судьбу 5 из 6 пациентов в течение не менее чем 5 лет после излечения второй опухоли. Все 5 больных в течение этого периода времени были живы. В дальнейшем один пациент умер от генерализации опухолевого процесса через 11 лет после излечения второй опухоли. Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Первично-множественные меланомы кожи чаще возникают метахронно, наблюдаются у людей молодого возраста (средний возраст 44.2 года), чаще у мужчин и поражают кожу симметричных участков тела.
  2. Первично-множественные меланомы кожи не ухудшают прогноз заболевания.
  3. При диспансеризации излеченных больных первичной меланомой кожи наряду с возможностью возникновения местных рецидивов и метастазов первичной опухоли необходимо помнить о вероятности развития метахронных первично-множественных меланом кожи, особенно у пациентов с диспластическим невусным синдромом.

Таблица 36

Клинико-морфологические сведения о больных первично-множественными меланомами кожи (6 собственных наблюдений)

Пол Воз раст Локализация Период между возникновением
1-й и 2-й опухолями (годы)
Форма роста
1-я опухоль 2-я опухоль 1-я опухоль 2-я опухоль
1 М 64 Левая стопа Правая стопа 4 НМ* НМ
2 М 50 Правое плечо Левое плечо 4 ПРМ** ПРМ
3 М 47 Передняя брюшная стенка Передняя грудная стенка 7 ПРМ НМ
4 Ж 30 Передняя грудная стенка слева Правое плечо 6 ПРМ НМ
5 Ж 34 Правая ягодичная область Левое бедро Синхронно - ПРМ
6 М 40 Левое пред плечье Правая половина спины 1.5 - -

* Нодулярная меланома, ** поверхностно-распространяющаяся меланома.

Продолжение таблицы

Здорова 7 лет
- - Эпителиоидно- клеточный тип, слабая пигментация,
II уровень
Смешаноклеточный тип, слабая пигментация.
Связь утеряна
- - Веретеноклеточный тип, слабая пигментация,