4.5 Полинеоплазии у больных меланомой кожи

Первично-миожественныс опухоли (полинеоплазии) встречаются достаточно редко. По данным мировой статистики, двойные новообразования в онкологической практике имеют место в 1-7 % от числа наблюдаемых злокачественных опухолей, а тройные - соответственно в 0.5—3.0 % (Бургер и др., 1986). Еще Варрен и Гэймтс (Warren, Gamtes, 1932) на основании данных 1068 аутопсий отметили, что у больных с уже имеющимися злокачественными новообразованиями вторые злокачественные опухоли развиваются чаще, чем у здоровых людей.

За последние годы в мире наблюдается устойчивое повышение частоты полинеоплазии. Это связано с тем, что в настоящее время в экономически развитых странах излечивается более половины зарегистрированных больных злокачественными новообразованиями, причем эти пациенты располагают потенциальными возможностями возникновения у них новых опухолей (Напалков, 1989). Известно, что возможными причинами возникновения первично-множественных злокачественных опухолей являются: 1) лучевая терапия карцином (ятрогенная причина); 2) эндогенно обусловленная системная тканевая аномалия (например, полипоз толстой и прямой кишок, нейрофиброматоз); 3) генетическая предрасположенность; 4) эндогенные причины (канцерогены).

Предлагаемые различными учеными диагностические критерии первично-множественных злокачественных опухолей неоднозначны. По мнению Бильрот (Billroth, 1898), диагноз полинеоплазии допустимо ставить только в тех случаях, когда опухоли имеют различную гистологическую структуру, локализуются в разных органах и от каждой опухоли имеют место ее метастазы. Нам кажется, что требования Бильрота к трактовке первично-множественных опухолей слишком строги, так как многие больные полинеоплазиями не доживают до развития метастазов двух различных по гистологическому строению злокачественных опухолей.

По мнению Беккера ((Becker, 1970) цит. по: Бургер и др., 1986)), первично-множественными могут считаться новообразования, имеющие значительную временную разницу (необходимо дифференцировать опухоль от поздних рецидивов) и расположенные на большом расстоянии друг от друга. При этом вторая опухоль должна локализоваться в тех органах, в которых не могут иметь место метастазы первой опухоли. С нашей точки зрения, диагностические критерии Беккера не могут быть применимы ко всем пациентам с полинеоплазиями. Например, при меланоме кожи пока не описано ни одного органа, а также ни одной ткани, которые не поражались бы метастазами. Кроме того, у больных меланомой кожи наблюдаются не только метахронные, но также и синхронные полинеоплазии.

В нашей работе при определении полинеоплазий мы руководствовались критериями Н. Н. Петрова (1958), согласно которым каждая из возникших опухолей должна иметь ясную картину злокачественности, располагаться отдельно и не являться метастазом. Как и при любой другой злокачественной опухоли, все полинеоплазии у больных меланомой кожи могут быть разделены на 2 группы. К 1-й группе нами отнесены больные первично-множественными меланомами кожи, т. е. те пациенты, у которых наряду с уже существующей опухолью синхронно или метахронно возникли новые (вторые) первичные меланомы кожи. Во 2-ю группу включены больные первичной меланомой кожи, у которых в различное время имело место возникновение злокачественных опухолей другого гистологического строения (не меланомы).