Глава 4. Клиническое течение меланомы кожи и прогноз заболевания

Меланома кожи является уникальной опухолью в клинической онкологии, способной демонстрировать редкое многообразие своего клинического течения. Прогноз или исход заболевания у пациентов зависит от многочисленных факторов, характеризующих первичную опухоль и организм больного, а также от выбора метода лечения.

Несмотря на то что в рамках настоящей монографии вопросы лечения больных меланомой кожи нами не рассматриваются, считаем необходимым подчеркнуть, что важным фактором прогноза заболевания у пациентов являются тактика и адекватность первичного лечения. Так, согласно нашим наблюдениям, у больных первичной меланомой кожи нерадикальное (экономное) хирургическое иссечение первичной опухоли под местной инфильтрационной анестезией ухудшает прогноз заболевания в 3 раза.

Кроме того, клинические наблюдения показывают, что реализация подавляющего большинства факторов прогноза у больных меланомой кожи зависит от степени распространения опухолевого процесса. Поэтому оценка роли прогностических факторов обязательно должна проводиться с учетом стадии заболевания.

Наши собственные данные, а также сведения многочисленных авторов говорят о том, что у больных меланомой кожи I стадии заболевания по Сильвену существует значительное количество клиникоморфологических факторов, оказывающих непосредственное влияние на клиническое течение болезни. К ним относятся пол, возраст больных, анатомическая локализация первичной опухоли, глубина ее инвазии в подлежащие ткани по Кларку с соавт., ее толщина по Бреслоу, митотический индекс и т. д. (Cavegn et al., 1992; Karjalainen et al.,. 1992a, 1992b; Furukawa et al., 1994; Mansson-Brahme et al., 1994).

У больных II стадии заболевания по Сильвену многие из вышеперечисленных факторов теряют свое значение. Прогноз заболевания у этих пациентов в значительной степени зависит от времени появления регионарных метастазов, т. е. от длительности так называемого свободного интервала времени между излечением первичной меланомы кожи и клиническим проявлением ее метастазирования. Кроме того, прогностическое значение имеют изъязвление эпидермиса над первичной опухолью, число пораженных метастазами регионарных лимфатических узлов, а также характер (объем) их поражения - микроскопические опухолевые эмболы в ткани узла; полное замещение опухолевыми клетками всей ткани узла; выход опухолевых клеток за пределы лимфатического узла с прорастанием его капсулы (Balch et al., 1981, 1992; Slingluff et al., 1988; Drepper et al., 1993; Monsour et al., 1993).

На клиническое течение болезни у пациентов III стадии заболевания по Сильвену оказывают влияние длительность ремиссии (свободный интервал), число отдаленных метастазов и их локализация (Balch et al., 1985; Overett et al., 1985; Nambisan et al., 1987).

Таким образом, вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что количество прогностических факторов, оказывающих влияние на течение заболевания у больных меланомой кожи, уменьшается при нарастании тяжести заболевания. Поэтому стадию заболевания следует рассматривать как определяющий фактор прогноза, с которым необходимо соотносить все остальные прогностические параметры.