3.8 Радиоиммунная диагностика

Современные достижения иммунологии позволили предложить радиоиммунную диагностику опухолей и их метастазов. В настоящее время этот метод исследования является одним из самых перспективных. Его использование в онкологии стало возможным после получения препаратов антител и их маркировки.

Все антитела, моноклональные или поликлональные, вырабатываются против специфических антигенов опухоли. Антитела маркируются 131I, 123I, 111In, а также 99Тс. Моноклональные антитела продуцируются клетками гибридомы, полученной при слиянии клеток мышиной миеломы с лимфоцитами из селезенок мышей, иммунизированных определенным антигеном. При радиоиммунной диагностике радиомеченые моноклональные антитела против той или иной злокачественной опухоли вводятся больному внутривенно или подкожно и избирательно фиксируются в клетках опухоли, позволяя установить их локализацию. Такой метод исследования получил название иммуносцинтиграфии (ИСГ).

К настоящему времени клиницистами уже накоплен определенный опыт в использовании ИСГ у больных меланомой кожи. Показано, что этот метод исследования помогает дифференцировать очаг фиброза, возникший после хирургического вмешательства от рецидива опухоли (Dodd, 1990). По данным Сикарди с соавт. (Siccardi et al., 1990), чувствительность этого метода исследования в выявлении как первичной опухоли, так и ее метастазов составила 79, а точность - 70 %, причем более 70 % всех выявленных метастазов меланомы имели размеры менее 2 см. Мюррей с соавт. (Murray et al., 1985) сообщил, что при ИСГ у пациентов лучше всего обнаруживаются метастазы меланомы в кожу и кости скелета; хуже визуализируются метастазы в печень. Койзуми с соавт. (Koizumi et al., 1988) при обследовании 8 больных меланомой кожи обнаружил 21 метастаз, о наличии которых не подозревали до проведения ИСГ.

Сэлком (Salk, 1988) обобщены результаты многоцелевого клинического исследования, проведенного в 11 клиниках США, с использованием FаЬ-фрагментов моноклональных антител NR-ML-05, меченных ,99mТс. Данная методика оказалась безопасной и чувствительной для идентификации очень большого процента больных с метастазами меланомы, а также для стадирования опухолевого процесса у пациентов. Отмечены хорошие результаты диагностики метастазов меланомы в подкожную клетчатку и лимфатические узлы. Также высокой была частота обнаружения метастазов в печени и костном мозгу. По сводным данным ряда авторов, чувствительность ИСГ с использованием 99mТс составила 88 %, специфичность - 90.2 и точность - 89.5 %. Удалось выявить метастазы меланомы размером 1.0-1.5 см в диаметре, не обнаруживаемые другими методами исследования (Кацаров и др., 1991; Feggi et al., 1991). Отмечено преимущество ИСГ по сравнению с данными КТ и ЭГ (Сергиева и др., 1993).

Таким образом, ИСГ является безопасным и высокоинформативным методом диагностики рецидивов и метастазов у больных меланомой кожи. Это исследование позволяет выявить у пациентов скрытые метастазы и имеет более высокую разрешающую способность по сравнению со всеми остальными диагностическими процедурами.