3.6 Эхография

Эхография (ЭГ) или ультразвуковое исследование (УЗИ) является одним из оптимальных методов диагностики рецидивов и метастазов у больных меланомой кожи. Посредством этого исследования становится возможным выявить метастатическое поражение мягких тканей, лимфатических узлов, а также органов брюшной полости и забрюшинного пространства. Причем очень важно, что при ЭГ удается визуализировать не только периферические лимфатические узлы (шейные, подмышечные и паховые), но также забрюшинные (подвздошные, парааортальные) и абдоминальные (брыжжеечные, ворот печени, селезенки, почек). Однако следует помнить о том, что возможности ЭГ резко ограничены при метастазах в кости скелета, легкие и ЦНС. В данных случаях предпочтение следует отдать рентгенографии, а также КТ и ЯМРТ.

По данным Куан с соавт. (Kuan et al., 1988), при выявлении у больных меланомой кожи метастазов в органы брюшной полости, а также в абдоминальные и забрюшинные лимфатические узлы чувствительность ЭГ составила 88 %, а специфичность - 98 %. Согласно Фейерабенд с соавт. (Feyerabend et al., 1988), при диагностике метастазов меланомы в регионарные лимфатические узлы чувствительность ЭГ была равна 95, а специфичность - 88 %. Многие авторы рекомендуют использование этого метода для адекватного стадирования заболевания у больных меланомой кожи, а также для последующего динамического наблюдения за пациентами (Prayer et al., 1989).

Была отмечена высокая диагностическая ценность ЭГ для диагностики регионарных метастазов, так как чувствительность и специфичность этого метода составили 98% (Lohnert et al., 1988). По мнению авторов, ЭГ способствует выработке показаний к профилактической регионарной лимфаденэктомии у больных первичной меланомой кожи. По данным ряда социалистов, ЭГ имеет наиболее важное значение в диагностике метастазов меланомы в печени, желчном пузыре, надпочечниках, забрюшинных лимфатических узлах и в мягких тканях (Halton, 1992; Silvestrj et al., 1994). Разрешающая способность метода при метастазах меланомы в органы брюшной полости составляет 2 мм (Reib et al., 1986). Отмечено, что точность ЭГ в диагностике метастазов в забрюшинных и абдоминальных лимфатических узлах составляет 94 %, что превосходит нижнюю прямую контрастную лимфографию и приблизительно равна таковой при лимфосцинтиграфии 67Ga (White et al., 1984).

Сотрудниками нашего Института (Веснин и др., 1987) обобщены клинические данные об использовании ЭГ у больных меланомой кожи. Выявлено, что чувствительность ЭГ в диагностике поражения метастазами регионарных лимфатических узлов составила 100 %, в то время как специфичность - 66.7 %. По мнению авторов, ЭГ является методом выбора в диагностике метастатического поражения печени. Величина выявленных метастазов меланомы в печень колебалась от 0.4 до 6.5 см. Кроме того, этот метод позволяет осуществлять контроль за эффективностью системной химиотерапии у больных меланомой кожи с метастазами в печень. Так, при стабилизации опухолевого процесса и эффективной химиотерапии у больных при ЭГ отмечалось появление дегенеративных изменений в центре метастатических узлов, тогда как при прогрессировании болезни имело место увеличение размеров метастазов, а также возникновение новых очагов метастазирования. Таким образом, ЭГ необходимо применять практически у всех больных меланомой кожи. Данный метод исследования может быть использован: 1) для ранней диагностики метастазов меланомы в мягкие ткани, лимфатические узлы и внутренние органы; 2) для динамического наблюдения за больными в плане их диспансеризации; 3) для контроля эффективности лечения больных III стадии заболевания по Сильвену.