3.2 Пункционная биопсия

В настоящее время у больных меланомой кожи широкое распространение получил метод пункционной (аспирационной) биопсии патологических образований, подозрительных на рецидивы или метастазы. Данная диагностическая процедура осуществляется посредством чрезкожной пункции тонкой иглой и позволяет получить морфологическую (цитологическую) верификацию диагноза. Пункционной биопсии могут подлежать патологические образования, расположенные в коже, подкожной клетчатке, мышцах, костях, легких. Также могут быть пропунктированы увеличенные лимфатические узлы при подозрении на их метастатическое поражение.

Хавстрём с соавт. (Hafstrom et al., 1980) 64 пациентам после иссечения меланомы кожи в связи с предположением о ее местном рецидиве выполнил 84 чрезкожные пункции патологических образований, расположенных в подкожной клетчатке, с последующим цитологическим исследованием пунктата. Частота ложноотрицательных результатов составила только 6 %. Перри с соавт. (Perry et al., 1986) произвел 298 пункционных биопсий различных патологических образований у больных меланомой кожи. По данным авторов, из 138 пунктированных лимфатических узлов в 102 случаях посредством пункции был установлен правильный диагноз, в 10 наблюдениях диагноз оказался ошибочным и в 13 случаях было получено недостаточное количество материала. При пункции легочной ткани в 48 из 58 случаев был установлен правильный диагноз, а при пункции подкожных образований - соответственно в 54 из 67. По мнению авторов, при данных локализациях метастазов у больных меланомой кожи пункционная биопсия является достоверным и безопасным методом исследования. На материале, полученном Боем с соавт. (Boi et al., 1988), ложноотрицательные результаты пункционной биопсии были получены только в 2 % наблюдений. По данным авторов, точность этого метода исследования составила 97 %, чувствительность - 97, а специфичность - 100 %.

Таким образом, пункционная биопсия с успехом может быть применена для морфологической верификации диагноза у больных с рецидивами и метастазами меланомы кожи. Мы в своей клинической практике постоянно используем этот метод диагностики и ни разу не наблюдали каких-либо серьезных осложнений у пациентов. Однако следует помнить, что определенная часть метастазов, например, в подвздошных лимфатических узлах, в печени, в головном мозгу недоступны для этого метода диагностики. Кроме того, отрицательный результат пункционной биопсии какого-либо патологического образования у больного меланомой кожи ни в коем случае не позволяет исключить диагноз рецидива или метастаза. В этой ситуации необходимо использование других диагностических методов.