Глава 3. Диагностика рецидивов и метастазов меланомы кожи

Согласно нашим наблюдениям, при существующем уровне диагностики первичных меланом кожи у 45.6 % больных 1 стадии заболевания по Сильвену к началу лечения уже имеют место клинически неопределяемые (скрытые) транзитные и/или регионарные и отдаленные метастазы. Кроме того, у 5.4 % пациентов после широкого иссечения первичной опухоли возникают ее местные рецидивы. Таким образом, практически у половины больных первичной меланомой кожи после радикального хирургического лечения со временем возникает то или иное прогрессирование заболевания. Как показали наши исследования, частота скрытых отдаленных метастазов у пациентов II стадии заболевания по Сильвену достигает 64 %; кроме того, у 2.1 % этих больных имеют место регионарные рецидивы после лечебной регионарной лимфаденэктомии.

По данным Каракузиса с соавт. (Karakousis et al., 1991), при наличии у пациентов непальпируемых, но выявляемых гистологически метастазов меланомы в подмышечных лимфатических узлах результаты 5-летней выживаемости после лечения составляют 73 %. При наличии пальпируемых метастазов диаметром менее 2 см, 2-4 и более 4 см результаты 5-летней выживаемости соответственно равны 46 %, 22 и 18 %. В том случае, если имеют место фиксированные, несмещаемые метастазы, только 13% таких больных переживают 5-летний срок наблюдения после удаления метастазов. Исходя из изложенного, становится очевидной необходимость своевременного и адекватного обследования больных меланомой кожи I и II стадий заболевания по Сильвену. Несомненно, ранняя диагностика рецидивов и метастазов, а также их своевременное лечение способствуют улучшению прогноза заболевания у пациентов.

В настоящее время у больных меланомой кожи используются следующие методы диагностики рецидивов и метастазов.

1. Физикальные методы.
  2. Пункционная биопсия с последующим цитологическим исследованием пунктата.
  3. Биохимические методы диагностики (опухолевые маркёры).
  4. Рентгенологические (лучевые) методы диагностики:
    • рентгенография органов грудной клетки
    • рентгенография костей скелета
    • рентгенография мягких тканей
    • прямая контрастная лимфография
    • компьютерная томография (КТ)
    • ядерная магнитная резонанская томография (ЯМРТ).
  5. Телетермография (ТТГ).
  6. Эхография (ЭГ) или ультразвуковая диагностика.
  7. Радиоизотопная диагностика:
    • чрезкожная лимфосцинтиграфия для определения направления лимфооттока от первичной меланомы кожи к тому или иному регионарному лимфатическому коллектору
    • непрямая радиолимфография
    • сцинтиграфия всего организма, а также головного мозга, печени, костей скелета и т. д.
  8. Радиоиммунная диагностика (использование моноклональных антител).

Необходимо отметить, что вышеперечисленные методы диагностики рецидивов и метастазов неравноценны по своей чувствительности и специфичности. Кроме того, среди них имеются как инвазивные (пункционная биопсия, лимфография), так и абсолютно безопасные для пациентов диагностические процедуры. Наконец, следует учитывать, что ни один из этих методов в отдельности не обладает абсолютной точностью. Поэтому при обследовании больных меланомой кожи основная задача клинициста состоит в выборе и использовании комплекса тех диагностических методик, которые представляются наиболее целесообразными для каждого конкретного паниента. Ниже нами достаточно кратко изложено клиническое значение основных методов диагностики рецидивов и метастазов у больных меланомой кожи.