2.2.6 Скрининг первичной меланомы кожи

В последнее десятилетие в ряде стран для раннего выявления больных первичной меланомой кожи было предложено использовать скрининг. В настоящее время исследователи пытаются определить наиболее рациональные его программы.

Скрининговый тест представляет собой разновидность исследования, предпринимаемого в целях разделения населения на категории в соответствии с вероятностью их заболевания данной болезнью (Prorok, Connor, 1986). Согласно В. В. Власову (1988), применение специальных методов обследования к большим группам людей, в том числе не считающих себя больными, называется скринингом (от англ. screen - просеивать, сортировать, отбирать). Исследование может проводиться с помощью опроса, в форме визуального, физикального, рентгенологического, а также клинического анализа крови, общего анализа мочи и т.д. Тест должен быть безопасным, быстрым, недорогим, нетрудным в исполнении и приемлемым для обследуемых людей.

В США в настоящее время уже создана и функционирует национальная программа „Skin-Scan” по проблеме меланомы кожи (Kopf, 1988). Сделан важный вывод о том, что дальнейшие усилия исследователей должны быть сосредоточены на создание групп повышенного риска заболевания этой опухолью. Кох с соавт. (Koh et al., 1990) провел оценку предварительных результатов скрининга меланомы и рака кожи в штате Массачусетс. За 1986-1987 гг. было осмотрено 2560 человек. У 9 из них обнаружили меланому, у 91 - рак кожи, у 39 - диспластические невусы и у 3 - врожденные невусы. По данным авторов, чувствительность визуального осмотра дерматолога составила 89-97%, индекс точности - 35-75%. Отмечено, что эффективность визуального скрининга поражений кожи не хуже результатов скрининга по другим онкологическим программам и вполне может быть использована в регионах с высокой и нарастающей заболеваемостью населения меланомой кожи.

По мнению Хоффманна с соавт. (Hoffmann et al., 1990), меланома кожи относительно легко диагностируется при скрининге. Так, в городе Бохум (Германия) были обследованы 1226 человек, причем для разъяснения необходимости этого мероприятия были привлечены средства массовой информации. Удалось выявить 9 больных меланомой. Кэрли с соавт. (Carli et al., 1993) сообщил о результатах самообследования 3000 человек, которые были обучены этой технике со знанием симптомов малигнизации пигментных невусов. Было выявлено 52 больных с меланомой кожи, причем у 56 % пациентов толщина первичной опухоли не превышала 0.76 мм.

В нашей стране также предпринимаются попытки разработать и внедрить комплексную программу по раннему выявлению первичной меланомы кожи. Проводятся исследования по созданию группы повышенного риска возникновения этой опухоли (Курдина, Денисов, 1991; Денисов, Курдина, 1992). Авторам удалось в 97.7% наблюдений диагностировать первичную меланому кожи только на основании клинической картины, причем 90.5 % больных были выявлены в I стадии заболевания.

На основании вышеизложенного можно заключить, что сегодня наиболее эффективным методом ранней клинической диагностики первичной меланомы кожи является скрининг. Однако до настоящего времени полностью не сформирована популяция риска возникновения меланомы кожи и не предложены адекватные программы самого скрининга. Поэтому мы считаем возможным изложить здесь данные собственных исследований по этому вопросу. Так, на основании изучения эпидемиологии, этиологии и патогенеза меланомы кожи нами определена та популяция риска возникновения опухоли, среди которой целесообразен скрининг (табл. 8).

Таблица 8 Популяция риска возникновения меланомы кожи, среди которой необходимо проведение скрининга

Контингенты людей
1 Люди, которые по роду своей деятельности большее время находятся под воздействием УФ-радиации, а также люди, регулярно проводящие свой отпуск на юге
2 Люди, которые по роду своей деятельности постоянно имеют контакт с различными химическими канцерогенами, ионизирующей радиацией и электромагнитным излучением
3 Люди с нарушением пигментации организма (так называемый светлый фототип)
4 Люди с генетически детерминированным или приобретенным иммунодефицитом
5 Родственники больных меланомой кожи
6 Люди, длительное время принимающие гормональные препараты (эстрогены)
7 Люди с диспластическим невусным синдромом, а также их родственники
8 Люди, имеющие на коже более 50 пигментных невусов любого размера
9 Женщины в периоде беременности и лактации

Наиболее рациональной программой скрининга первичных меланом кожи, по нашему мнению, является следующая.

1. Необходимо организовать отбор данной популяции риска для начала в масштабе одного крупного региона (города или области). Для этого целесообразно установить тесный рабочий контакт со всеми онкологическими учреждениями, с районкологами, дерматологами, иммунологами, гинекологами, а также с врачами медсанчастей крупных промышленных предприятий данного региона. Очевидно, весьма уместным будет создание Городского Центра по ранней диагностике первичных меланом кожи.
  2. Среди отобранной популяции риска целесообразна адекватная информация о симптомах малигнизации пигментных невусов и о ранних признаках меланом кожи. Необходимо обучение популяции риска методам и техники самообследования. Указанные задачи могут быть решены как с помощью средств массовой информации, так и посредством издания цветных брошюр, памяток самообследования и т. п.
  3. Среди всей популяции риска возникновения меланомы кожи целесообразен осмотр (визуальные и физикальные данные) специалистов-онкологов не реже двух раз в году.

В настоящее время нами запланировано и уже проводится такое исследование в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. При получении положительных результатов скрининга первичной меланомы кожи настоящую программу можно будет распространить в масштабе всей Российской Федерации.