2.2.1 Субъективные ощущения пациента и данные анамнеза заболевания

Чаще всего больные указывают на чувство зуда и жжения в области первичной опухоли, ее мокнутие или кровоточивость (опухоль „пачкает” белье), рост образования как по плоскости, так и над окружающими тканями. Иногда пациентов беспокоят воспаление в опухоли и окружающих ее тканях, появление рядом с уже существующей опухолью новых пигментных образований, изменение окраски длительно существовавшего пигментного пятна, т. е. появление на нем ограниченных зон депигментации, выпадение волосяного покрова на пигментном пятне, появление мелких белесоватых или розовых узелочков на его поверхности и т. д. Часто имеет место сочетание вышеуказанных симптомов, что, как правило, прогностически неблагоприятно. К сожалению, не так уж редки наблюдения, когда первой жалобой пациента является факт обнаружения им самим увеличенного плотного лимфатического узла в одном из лимфатических коллекторов при наличии явной меланомы кожи в анатомической зоне данного коллектора.

Очень важно выяснить, на фоне какого пигментного образования возникла первичная опухоль. Как известно, меланома может возникнуть на фоне видимо неизмененной кожи (с точки зрения пациента), а также на фоне врожденных и приобретенных пигментных пятен (невусов). Желательно знать длительность существования приобретенного пигментного пятна, его начальные размеры, а также внешний вид до того момента, когда оно стало изменяться (малигнизироваться).

Необходимо определить причины, с которыми пациент связывает начальные изменения длительно существовавшего пигментного пятна. По нашим наблюдениям, чаще всего возникновение и рост опухоли больные связывают с механическим, термическим, химическим воздействием на невус, с психической травмой, беременностью, иногда с каким-либо оперативным вмешательством в анамнезе. Так, нам удалось наблюдать одного пациента, у которого меланома кожи возникла после аппендэктомии, причем, разрез кожи был произведен через врожденный пигментный невус, который вскоре малигнизировался. В последние годы большое значение придается интенсивному и длительному солнечному облучению - инсоляции. Не случайно, по нашим данным, имеет место сезонный пик заболеваемости меланомой кожи - большинство пациентов поступают в стационар Института в течение последних трех-четырех месяцев уходящего года. Как правило, эти больные указывают, что меланома возникла у них после проведения летнего отпуска в южной части страны.

Особое внимание следует уделить выяснению длительности существования клинических симптомов опухоли до первичного обращения пациента к врачу. Немаловажными являются активные действия самого больного в отношении опухоли. В наших наблюдениях пациенты довольно часто занимались самолечением - аппликацией различных мазей на опухоль, местным использованием биогенных стимуляторов и прижигающих растворов. Желательно выяснить первичный диагноз, поставленный пациенту, и проследить так называемый маршрут следования больного до госпитализации. Можно констатировать, что сегодня еще значительное число пациентов первично обращаются к хирургу, косметологу, дерматологу и только потом - к онкологу.

Желательно заострить внимание на результатах первичного осмотра врача, так как при первичном ошибочном диагнозе больному меланомой кожи часто назначается самое различное лечение, начиная от мазевых аппликаций и заканчивая физиотерапией.

Необходимо отметить, имелась ли в анамнезе злокачественная опухоль другого гистогенеза. По нашим данным, чаще всего первичная меланома кожи сочеталась у женщин с карциномой молочной железы; у мужчин чаще имели место первично-множественные опухоли (меланома в анамнезе).

При опросе больных женщин необходимо выяснить возраст начала месячных (менархе), число беременностей, родов и абортов, длительность использования оральных контрацептивов (эстрогенов), дату последней беременности, наличие в анамнезе операций на гениталиях (матка и придатки).