Глава 2. Диагностика первичной меланомы кожи

2.1 Некоторые сведения об эффективности диагностических исследований

Под эффективностью диагностического исследования (теста) подразумевается его возможность разделять больных данным заболеванием и здоровых. Для оценки эффективности диагностических исследований используется ряд показателей. Как показывает практика, в клинической онкологии наибольшее применение нашли следующие три критерия эффективности диагностических тестов: чувствительность, специфичность, а также индекс точности или диагностической эффективности.

Чувствительность (Sensitivity, Se) определяется как доля больных, у которых выявляется данный симптом (положительный результат) или как частота симптома у больных:

Se = PS / S * 100%,

где PS - число больных с наличием данного симптома, a S - общее число больных.

Специфичность (Specificity, Sp) определяет частоту отсутствия данного симптома у здоровых людей:

Sp = NH / H * 100%,

где NH - число здоровых людей с отсутствием данного симптома, а Н - число здоровых людей как с отсутствием, так и с наличием данного симптома.

Со специфичностью связано понятие цены метода скрининга, или неспецифичности, т. е. частоты ложноположительных результатов:

Цена = 100 - Sp %.

Индекс точности или диагностической эффективности (ДЭ) определяет долю истинных результатов в общем количестве исследований:

ДЭ = (PS + NH) / n,

где n - общее количество исследований (наблюдений).

Ошибки диагностических исследований разделяются на два типа: ложноположительные и ложноотрицательные. Так, ложноположительное заключение является гипердиагностикой и свидетельствует о том, что в результате исследования (теста) здоровый человек был принят за больного. Напротив, ложноотрицательный результат является гиподиагностикой и означает факт принятия больного человека за здорового.