Введение

Несмотря на устойчивый и повсеместный рост заболеваемости населения меланомой кожи во всех регионах мира, результаты лечения больных этой опухолью пока оставляют желать лучшего. Даже при первичной меланоме кожи, без клинически определяемых ее метастазов, не более 75 % таких пациентов переживают 5-летний срок после радикального хирургического лечения. Сегодня в крупнейших онкологических центрах мира выполняются сложные рандомизированные исследования по улучшению результатов лечения больших меланомой кожи посредством разработки новых методов комбинированной и комплексной терапии. Несомненно, эти усилия принесут свои плоды, однако они требуют больших материальных затрат, а главное, многолетнего ожидания. Это означает, что пока трудно надеяться на кардинальное улучшение результатов лечения больных меланомой кожи только за счет оптимизации самих методов лечения.

Вместе с тем существует и другой путь помощи многострадальным пациентам, заключающийся в ранней диагностике первичной опухоли, который может принести реальную отдачу в самые ближайшие годы. Своевременная диагностика меланомы кожи не требует дорогостоящих методик исследования, ввиду доступности визуального наблюдения, изученности фоновых состояний первичной опухоли и знания биологии ее роста. Сегодня общепризнанным является положение о том, что при неуклонном совершенствовании ранней диагностики меланома кожи является потенциально полностью излечимым заболеванием. Именно поэтому в настоящей монографии авторами уделено большое внимание разработке и совершенствованию методов ранней диагностики первичной опухоли, описанию симптомов малигнизации пигментных невусов, вопросам скрининга меланомы кожи, а также ее дифференциальной диагностике.

Меланома кожи является уникальной опухолью в клинической онкологии, способной демонстрировать редкое многообразие клинического течения. Кроме того, прогноз и исход заболевания у пациентов зависят от многочисленных факторов, характеризующих как пер-вичную опухоль, так и организм больного. В связи с этим мы сочли уместным, насколько это возможно, охарактеризовать наиболее важные клинические особенности течения болезни у пациентов, разработать и представить свою классификацию прогрессирования опухолевого процесса и подробно проанализировать все возможные клинико-морфологические факторы прогноза заболевания.

Настоящая монография основана на опыте диагностики и лечения более чем 1500 больных меланомой кожи, леченных в НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздравмедпрома РФ (Санкт-Петербург) за период с 1950 по 1985 г. В лечении подавляющего большинства пациентов авторы принимали непосредственное участие.

Мы выражаем надежду, что современные представления о клинике и прогнозе меланом кожи помогут онкологам адекватно планировать тактику и стратегию лечения больных. В том случае, если свое-временное и широкое внедрение в практику российского здравоохранения изложенных в монографии принципов ранней диагностики первичной меланомы кожи, а также ее рецидивов и метастазов будут способствовать улучшению результатов лечения больных меланомой кожи и окажут существенный экономический эффект, авторы будут считать свою задачу выполненной.

Все критические замечания, высказанные читателями в адрес авторов, будут восприняты нами с благодарностью.