Заключение

В работе на основании собственных и литературных данных проанализированы вопросы эпидемиологии, этиологии, патогенеза и профилактики меланом кожи. Показано повсеместное нарастание показателей частоты заболеваемости населения меланомой кожи как в странах СНГ, так и за рубежом.

Приведенные сведения дают основания полагать, что сегодня меланому кожи следует рассматривать как полиэтиологическое заболевание, в возникновении которого играют роль весьма многочисленные причинные факторы как внешней (окружающей), так и внутренней среды организма человека. Примечательно, что влияние экзогенных факторов внешней среды зависит от географической широты места жительства человека. Так, для большинства регионов мира, расположенных близко к экватору, главным этиологическим фактором внешней среды является УФ-радиация. Для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (откуда преимущественно поступали больные в институт) главным этиологическим фактором внешней среды явилась механическая травма предсуществующих пигментных невусов. УФ-радиация для наших пациентов была только вторым по значению экзогенным фактором.

Немаловажную роль в возникновении меланом кожи могут играть различные химические канцерогены и радиоактивные материалы. Наконец, следует особо подчеркнуть роль гормональных препаратов в этиологии меланомы кожи. Известно, что длительный прием женщинами эстрогенов значительно повышает риск возникновения опухоли.

Согласно полученным авторами данным, главным эндогенным фактором организма человека в возникновении меланомы кожи являются предсуществующие пигментные невусы, на фоне которых меланома кожи возникла у 70.1 % больных. В свою очередь из всех этих пациентов у 57.7 % причиной возникновения первичной опухоли явилась механическая травма предсуществующего пигментного невуса. При сопоставлении вышеприведенных процентных отношений становится очевидным тот факт, что у весьма значительной части пациентов заболевание можно было бы предотвратить или по крайней мере диагностировать значительно раньше.

Важным эндогенным этиологическим фактором меланомы кожи является нарушение пигментации организма человека и, как следствие этого, неадекватная реакция кожи на УФ-радиацию. Не исключено, что у лиц с так называемым светлым фототипом (голубые глаза, светлые или рыжие волосы, белая кожа) при неадекватной инсоляции, солнечных ожогах меланома кожи может возникать со 100 %-ной вероятностью.

В последние годы в отечественной и зарубежной литературе накоплены сведения о том, что иммунодефицитные состояния организма человека генетически могут быть связаны с риском возникновения меланомы кожи. Кроме того, иммунодепрессия организма значительно повышает вероятность заболевания.

На основании анализа патогенетических особенностей меланомы кожи авторы настоящей монографии пришли к выводу о необходимости рассматривать эту опухоль, как первое локальное проявление неопластического заболевания всей меланоцитарной системы организма человека.

В работе также суммированы и значительно дополнены пути про-филактики меланом кожи. Сегодня профилактические мероприятия этого тяжелого заболевания должны осуществляться на самых различных этапах, звеньях его патогенеза, начиная от лимитированного воздействия УФ-радиации на кожу человека и заканчивая своевременным и адекватным хирургическим удалением строго определенной группы пигментных невусов.

Для осуществления целенаправленной и эффективной программы профилактики опухоли сформирована популяция риска возникновения меланом кожи.

Несомненно, успеху в борьбе с ростом заболеваемости меланомой кожи будут способствовать санитарно-просветительная работа среди населения, издание цветных брошюр, атласов пигментных поражений кожи, а также проведение массовых или целевых профилактических осмотров.