8.3 Популяция риска возникновения меланомы кожи

В настоящее время большинство специалистов, занимающихся изучением проблемы меланом кожи, пришли к выводу о том, что спорадическая (непостоянная, случайная) профилактика этой опухоли, проводимая среди всей популяции (населения), имеет весьма незначительный эффект (Bonerandi, Grob, 1987; Cougoiu, 1991). гораздо более действенными профилактические мероприятия могут оказаться для тех людей, у которых возникновение меланомы кожи наиболее вероятно. Таким образом, стало очевидным, что для осуществления эффективной программы профилактики меланомы кожи необходимо, во-первых, сформировать популяцию риска возникновения меланомы кожи и, во-вторых, организовать ее отбор среди всего населения (Weib, VoIgtlander, 1990; Devereux, 1990; Cockerell et al., 1993).

На основании собственных наблюдений, а также данных литературы, нами составлена таблица популяции риска возникновения меланом кожи (табл. 10). В ней перечислены те контингенты людей, которые имеют наибольший риск возникновения меланом кожи. Комментируя сведения, представленные в таблице, необходимо подчеркнуть, что некоторые контингенты людей нуждаются в проведении как первичной, так и вторичной профилактики. Мы считаем, что на основании данных этой таблицы в нашей стране будет возможно организовать адекватный отбор популяции риска возникновения меланомы кожи и в дальнейшем целенаправленно проводить профилактику опухоли именно среди этих контингентов людей.

Таблица 10

Популяция риска возникновения меланомы кожи

N* п. п. Контингенты людей Вид

профилактики
1. Люди, которые по роду своей деятельности большее время находятся под воздействием УФ-радиации, а также люди, регулярно проводящие отпуск на юге. Первичная
2. Люди, которые по роду своей деятельности постоянно имеют контакт с различными химическими канцерогенами, ионизирующей радиацией и электромагнитным излучением.
3. Люди с нарушением пигментации организма (светлый фототип).
4. Люди с генетически детерминированным или приобретенным иммунодефицитом.
5. Родственники больных меланомой кожи.
6. Люди, длительное время принимающие гормональные препараты (эстрогены).
7. Люди с наличием меланоза Дюбрейля. Вторичная
8. Люди, пигментные невусы которых постоянно подвергаются травматизации, а также люди с однократно травмированными невусами кожи.
9. Люди с диспластическим невусным синдромом, а также их родственники.
10. Люди, имеющие пигментные невусы кожи размером 1.5 и более см. визуально черной или темно-коричневой окраски.
11. Люди, имеющие на коже более 50 пигментных невусов любого размера.
12. Женщины в периоде беременности и лактации.

Несомненно, большую роль в профилактике меланомы кожи играют организационные мероприятия.

1. Диспансеризация и учет популяции риска.
  2. Проведение целевых профилактических осмотров кожных по-кровов, слизистых оболочек, а также ногтевых лож пальцев у людей для выявления и регистрации изменений, предшествующих меланоме кожи.
  3. Обучение населения технике самообследования.
  4. Использование фотографического метода наблюдения.
  5. Чтение цикла лекций онкологам и врачам общей лечебной сети.

Необходимо адекватно информировать население о риске возникновения меланом кожи, так как сегодня уровень информации по этому вопросу крайне низок (Castelli, 1993). Исследования Борланда с соавт. (Borland et al., 1990) в Австралии показали, что около 70 % школьников не принимают адекватных мер предохранения от избыточной инсоляции. При анкетировании населения выяснилось, что только 11 % людей знали о канцерогенной опасности инсоляции и только 38 % из них активно защищались от солнца. Авторы отмечают, что для адекватной реализации программы первичной профилактики меланом кожи прежде всего необходимы новые социальные установки, а именно изменение общественного мнения о целесообразности и престижности красивого загара.

Таким образом, средства массовой информации могут выполнять следующие задачи.

1. Население должно быть осведомлено о риске заболевания мела-номой кожи, о недопустимости чрезмерной инсоляции, об опасности травмирования пигментных невусов кожи.
  2. Информация должна распространяться не только среди медицинских работников, но также путем публикации соответствующих сведений в широкой печати.
  3. Целесообразно издание цветных брошюр и атласов пигментных поражений кожи.

В последние годы метеорологами отмечено прогрессирующее истощение озонового слоя атмосферы нашей планеты и, как следствие этого, изменение спектра УФ-радиации. Солнечное излучение из года в год становится все более жестким. Очевидно, в ближайшее время следует ожидать резкого увеличения числа больных меланомой кожи. Поэтому уже сегодня важность и актуальность профилактики меланом кожи представляются несомненными.