8.1 Первичная профилактика меланом кожи

Исходя из этиологических исследований о меланоме кожи онкогигиеническая ее профилактика должна заключаться в устранении или лимитированном воздействии на кожу человека УФ-радиации, различных химических канцерогенов, ионизирующей радиации и электромагнитного излучения. Кроме того, население должно быть осведомлено об опасности использования гормональных лекарственных препаратов (экзогенных эстрогенов).

В настоящее время большинство специалистов рекомендуют предотвращение чрезмерных солнечных ванн и отказ от регулярного проведения отпуска на юге (Shafir, 1992; Zepoutre, 1992; Cockerell et al., 1993). Риск заболевания выше у тех людей, которые по роду своей деятельности большее время находятся под воздействием УФ-радиации (Kirkpatrick et al., 1990). Также необходимо помнить о том, что канцерогенное действие УФ-радиации наиболее опасно для людей с нарушением пигментации организма, т. е. со светлым фототипом (Koh, 1991; Baccard, 1993). Поэтому для людей, подвергающихся усиленной инсоляции, а также для людей с нарушением пигментации организма целесообразна индивидуальная защита (рабочая одежда, кремы, лосьоны и т. д.).

Поскольку меланома кожи и диспластические невусы наследуются по аутосомно-доминантному типу, генетическая профилактика заболевания может оказать существенный эффект. Очевидно, что для ее осуществления необходимы диспансеризация и учет лиц с генетической предрасположенностью к меланоме, а также выявление пациентов с фамильной меланомой. Целесообразно медико-генетическое консультирование. Все пациенты с диспластическим невусным синдромом и их родственники, а также родственники больных меланомой кожи должны находиться под постоянным наблюдением в медико-генетических консультациях. Кроме того, для этих людей необходимо разработать профилактические мероприятия, снижающие возможность их контакта с канцерогенными факторами внешней среды.

О целесообразности такого подхода сообщил Рэймер с соавт. (Reimer et al., 1978). При длительном клиническом наблюдении за пациентами с фамильной меланомой авторы выявили среди их родственников 6 больных с первичной опухолью. Глубина инвазии меланом кожи в подлежащие ткани у этих пациентов не превышала II уровня по Кларку с соавт. Все 6 больных были радикально излечены и длительное время прослежены здоровыми.

В этиологии меланом кожи важное значение придается также иммунным факторам организма. По данным Б. А. Беренбейна с соавт. (1993), у лиц с генетически детерминированным или приобретенным иммунологическим дефицитом частота возникновения опухолей кожи значительно возрастает по сравнению с контрольной группой людей. Поэтому иммунобиологическая профилактика заболевания может оказаться весьма действенной. Для осуществления этого аспекта первичной профилактики меланом кожи целесообразны диспансеризация и учет людей с иммунодепрессией и иммунодефицитными состояниями организма. Для этих лиц крайне нежелателен контакт с потенциально опасными канцерогенами, но целесообразен постоянный иммунологический контроль и использование различных иммуномодуляторов.

В настоящее время выделено значительное число химических соединений, потенциально способных предупреждать рак (Рубенчик, 1977; Шабад, 1979). Часть из них являются обычными компонентами пищи. К ним относятся аскорбиновая кислота, альфатокоферол, ретиноиды и другие вещества. Примером может служить назначение препаратов кальция для профилактики рака толстой кишки (Lipkin, 1988).

Анализ доступной нам литературы свидетельствует о том, что биохимической профилактики меланом кожи пока не предложено. Большой интерес представляют предпринимавшиеся ранее попытки повлиять на меланому кожи с помощью диеты, дефицитной по тирозину и фенилаланину (незаменимые аминокислоты, необходимые для синтеза меланина). Имеются сообщения о задержке роста и частичной регрессии опухолевых узлов у 3 из 5 больных меланомой кожи, содержащихся на диете, дефицитной по тирозину и фенилаланину (Demopoulus, 1966). Возможно, это именно то направление, в котором следует работать для создания эффективной биохимической профилактики меланом кожи.