Глава 8. Профилактика меланом кожи

Борьба со злокачественными новообразованиями, как и с любыми другими заболеваниями, складывается из их профилактики и лечения. По данным Хаттера (Hutter, 1988), в настоящее время в США радикально излечивается более половины всех больных раком. Немаловажное значение в объяснении достижения таких успехов придается профилактике опухолей.

Реальное предупреждение возникновения злокачественных опухолей стало возможным только благодаря изучению их патогенеза (механизмов возникновения и развития) и эпидемиологии. Исследования, проводимые во всем мире, показали, что в различных регионах наиболее часто встречающиеся локализации рака человека варьируют в широких пределах. В значительной части наблюдений такое различие может объясняться канцерогенным действием факторов окружающей среды. Поэтому некоторые исследователи полагают, что большинство опухолей можно предотвратить (Doll, 1988). Очевидно, что только знание этиологии и механизмов развития злокачественных новообразований позволит построить систему их профилактики с учетом воздействия на организм различных биологических и химических факторов (Tomatis, 1987).

По мнению Напалкова (1971, 1977), разработку эффективных профилактических мероприятий необходимо начинать с антенатального периода (трансплацентарный бластомогенез), учитывая возможность влияния канцерогенов на организм матери, а затем через него - на новый развивающийся организм.

Общепринято различать первичную и вторичную профилактики рака. Целью первичной профилактики является устранение или нейтрализация известных канцерогенных факторов внешней среды.

В задачу вторичной профилактики входят выявление и лечение предраковый заболеваний. Гарда (Garda, 1980) считает, что целесообразно выделять также и третичную профилактику рака, означающую раннее выявление рецидивов, метастазов, а также метахронных первично-множественных опухолей у больных после радикального излечения первичной злокачественной опухоли.

Но нашему мнению, все этапы комплексной профилактики рака достаточно полно отражены в схеме, предложенной А. П. Ильницким и А. И. Зайченко (1983) (рис. 26). С точки зрения этих авторов, первичная профилактика злокачественных новообразований является комплексной и включает в себя: 1) профилактику онкогигиеническую - выделение и устранение канцерогенной опасности различных факторов окружающей среды; 2) профилактику генетическую - выявление семей с наследственными опухолевыми и предопухолевыми заболеваниями, а также лиц с хромосомной нестабильностью, организация мероприятий по снижению опасности возможного воздействия на них канцерогенных агентов; 3) профилактику иммунобиологическую - выявление лиц и контингентов людей с иммунобиологической недостаточностью и проведение мероприятий по нормализации их иммунологического статуса; 4) профилактику биохимическую - предотвращение бластомогенного эффекта от воздействия различных экзогенных и эндогенных факторов путем использования химических лекарственных препаратов. Всего лишь 25 лет тому назад обсуждение вопроса о профилактике меланом кожи выглядело бы по крайней мере несерьезным. Однако за последние годы интенсивное изучение проблемы этиологии и патогенеза этого заболевания позволило ученым наметить некоторые конкретные пути его предупреждения.