7.2 Классификация меланом кожи по сильвену

В 1949 г. Сильвен (Sylven, 1949) предложил клиническую классификацию степени распространения меланом кожи, которая оказалась достаточно простой и быстро завоевала популярность среди клиницистов. Автор различал три стадии опухолевого процесса. К первой (I) клинической стадии были отнесены те случаи заболевания, когда у пациента имеется только первичная опухоль любого размера и формы роста без клинически определяемых регионарных и отдаленных метастазов. Вторая (II) клиническая стадия заболевания определяется при наличии у больного первичной меланомы кожи и/или ее метастазов в регионарных лимфатических узлах. Третья (III) стадия заболе-вания характеризуется наличием отдаленных метастазов меланомы кожи как при первичной опухоли и регионарных метастазах, так и без них, т.е. при диссеминации опухолевого процесса.

В дальнейшем предпринимались неоднократные попытки расширить и детализировать эту классификацию (Ward, Acquarelli, 1968; Stehlin et al., 1975; Rosenberg, 1976). В настоящее время эта модифицированная классификация широко используется клиницистами всего мира и имеет следующий вид:

I - первичная локализованная меланома без регионарных и отдаленных метастазов.

Iа - первичная меланома нелеченная или подвергшаяся эксцизионной биопсии не более как 1 мес тому назад.

Ib - местный рецидив первичной опухоли.

Iс - первично-множественная меланома.

II - наличие метастазов в регионарных лимфатических узлах.

IIа - первичная опухоль с синхронными регионарными метастазами.

IIb - метастазы появились после иссечения первичной опухоли.

IIc - местный рецидив в сочетании с регионарными метастазами.

IId - регионарные метастазы, первичный очаг неизвестен.

III - диссеминированная меланома (с первичной опухолью или без нее).

IIIа - висцеральные метастазы или метастазы более чем в одном лимфатическом регионарном коллекторе.

IIIb - множественные кожные и подкожные метастазы.

Данная классификация, естественно, не свободна от недостатков. Так, в ней не учитываются глубина инвазии первичной опухоли в подлежащие ткани и толщина меланомы (см. ниже), а именно эта два критерия, по современным представлениям, оказывают наибольшее влияние на прогноз заболевания у больных первичной меланомой кожи (без клинически определяемых метастазов). Кроме того, в настоящей классификации нарушен принцип стадирования заболевания только у первичных больных и предусмотрено выделение стадий местного рецидива, а также регионарных метастазов после иссечения меланомы. Наконец, раздельное выделение висцеральных и кожных метастазов, с нашей точки зрения, не всегда является оправданным, так как в III клинической стадии часто имеет место смешанный тип отдаленного метастазирования.

Тем не менее вышеописанная клиническая классификация представляется нам наиболее приемлемой для клиницистов и мы используем ее в нашей работе. Рационализм этой классификации заключается в том, что она позволяет до начала лечения больного характеризовать и простадировать хорошо известное клиницистам многообразие проявлений опухолевого процесса при меланоме кожи. Например, по нашим данным из 1261 пациента, у которых удалось установить объем иссечения первичной меланомы кожи и вид обезболивания при операции, экономное (нерадикальное) иссечение первичной опухоли под местной инфильтрационной анестезией было выполнено в других лечебных учреждениях у 157 (20 %) больных. Эти пациенты поступили в стационар Института онкологии для широкой реэксцизии послеоперационного рубца, причем у 165 (64 %) из них были диагностированы местные рецидивы опухоли. Кроме того, наши наблюдения показывают, что метастазы меланомы в лимфатические узлы без наличия клинически определяемой первичной опухоли встречаются у 2 % больных. Наконец, первично-множественные меланомы кожи были диагностированы нами у 0.54 % пациентов.

Очевидно, что классификация Сильвена и Розенберга позволяет адекватно стадировать, учитывать таких больных и сравнивать результаты их лечения.

На основании вышеописанной классификации Штехлином с соавт. (Stehlin et al., 1975) была разработана своя клиническая классификация. В настоящее время последняя широко используется клиницистами в США. Для информации читателей мы считаем возможным привести здесь эту классификацию:

Стадия I - первичная меланома кожи без метастазов.

Стадия II - местные рецидивы после иссечения меланомы в пределах послеоперационного рубца или прилежащие к нему.

Стадии IIIА - транзитные метастазы, или сателлиты (дочерние узелки), при наличии первичной опухоли, но без поражения регионарных лимфатических узлов.

Стадия IIIB - метастазы в регионарные лимфатические узлы без наличия транзитных метастазов.

Стадия IIIАВ - сочетание IIIA и IIIВ.

Стадия IV - наличие отдаленных метастазов.