Глава 7. Классификация

Современная классификация злокачественных опухолей вообще и меланом кожи в частности должна отражать распространенность болезни в каждом конкретном случае, оценивать первичную опухоль, состояние регионарных лимфатических узлов, потенциальную возможность возникновения отдаленных метастазов. Объективная классификационная оценка степени распространения опухолевого процесса позволяет: 1) адекватно планировать и индивидуализировать лечение пациента; 2) определять прогноз заболевания; 3) унифицированно оценивать результаты проведенной терапии; 4) обеспечивать обмен однородной информацией между медицинскими центрами; 5)     содействовать дальнейшему прогрессу в изучении механизмов возникновения и развития злокачественного новообразования.

Степень распространения опухолевого процесса является одним из основных факторов при определении прогноза заболевания и планировании лечения. Поэтому для клиницистов наиболее важно создание именно клинических классификаций степени распространения злокачественных опухолей, т. е. таких классификаций, которые могут быть применены до начала лечения, а не после него. С другой стороны, клиницисту важна и постхирургическая, а также патоморфологическая оценка удаленного новообразования и лимфатических узлов, результаты которой обычно дополняют клиническую классификацию весьма ценными данными.

Современная клиническая классификация злокачественного новообразования должна служить не только научным, но и практическим целям, быть простой, удобной и рациональной, так как только при соответствии этим требованиям она может получить широкое признание. Основным критерием правильности стадирования, или классификации, любой злокачественной опухоли является наличие в ней четкой зависимости результатов выживаемости больных от стадии заболевания. Иными словами, классификация может быть идеальной, если в ней имеет место обратно пропорциональная зависимость результатов выживаемости больных от нарастания стадии болезни, при коэффициенте корреляции равном -1.

Очевидно, что создать такую классификацию меланом кожи, которая бы отвечала всем вышеперечисленным требованиям, достаточно трудно, а может быть пока и невозможно. Современные клинико-статистические исследования с анализом множества клинико-морфологических факторов, характеризующих первичную меланому кожи и организм больного, пока не позволяют предсказать прогноз заболевания со 100% вероятности. Этим и объясняется тот факт, что в настоящее время уже предложено значительное число классификаций меланом кожи, но ни одна из них не свободна от недостатков.

Ниже приведены наиболее удачные и поэтому чаще используемые классификации. Поскольку в настоящей монографии наряду с меланомами кожи рассмотрены также невусы и предраковые заболевания, мы сочли необходимым в этом разделе работы привести классификацию патологии всей так называемой меланогенной системы. По нашему мнению, это позволит читателю оценить роль и место меланомы кожи среди опухолей и поражений меланогенной системы. Указанная классификация была разработана под эгидой ВОЗ в 1974 г. и опубликована в СССР в 1980 г. (Гистологическая классификация опухолей кожи, 1980). В ее основу была положена работа Аллена и Спитц (Allen, Spitz, 1953) о клинико-патологическом анализе пигментных опухолей кожи. Сознательно оставляя термин „меланогенная система”, используемый авторами данной классификации, мы тем не менее полагаем, что более рациональным явилось бы название „меланоцитарная система”. Очевидно, что эти два термина здесь следует рассматривать как синонимы.