6.2.5 Теория опухолевого поля виллиса применительно к меланоме кожи

В 1950 г. Виллисом (Willis, 1950) было сформулировано положение о том, что опухоль может возникать не только из маленького фокуса клеток, но также из большого „опухолевого поля”, которое в свою очередь может занимать часть органа, весь орган или даже систему органов. Это положение позднее было развито Д. И. Головиным (1975), по которому опухоль может расти не только „сама из себя”, но также и путем стадийной опухолевой трансформации нормальных тканей, попавших в зону опухолевого поля. Опухолевая трансформация сочетается с опухолевой пролиферацией и продолжается до тех пор, пока резервы опухолевого поля не окажутся исчерпаны. Лишь после этого опухоль начинает расти только „сама из себя” путем опухолевой пролиферации. В метастазах опухолевое поле отсутствует.

Применительно к меланоме кожи теория об опухолевом поле с его зонами, последовательно вовлекаемыми в опухолевый процесс, реализуется в феномене латеральной активности пограничных меланобластов эпидермиса, которая микроскопически часто обнаруживается в нормальной коже вокруг первичной меланомы.

Напомним, что латеральная активность пограничных меланобластов представляет собой пролиферацию последних в эпидермисе на расстоянии от первичной опухоли без видимой связи с ней. По А. С. Горделадзе (1969а), присутствие латеральной пограничной активности свидетельствует о наличии опухолевого поля, выходящего за пределы видимых границ опухоли, и является предпосылкой инвазивного роста на большей территории, чем размер первоначальной опухоли, т. е. показателем активности ее роста. По мнению Кохрана (Cochran, 1969), латеральная пограничная активность прогностически неблагоприятна. Согласно более поздней работе Горделадзе с соавт. (1990), латеральная активность пограничных меланобластов, определяемая за пределами доброкачественных пигментных невусов, представляет собой проявление активизации и прогрессии последних. Латеральная активность пограничных меланобластов, определяемая за пределами границ первичной меланомы кожи, имеет злокачественную природу и является одним из путей прогрессии опухоли.

Морфологическое, гистохимическое и количественное изучение меланоцитов в коже вокруг первичной меланомы (Wong, 1970; Cochran, 1971; Paul, Gernand, 1975; Schmidt, Stintz, 1975; Drzewiecki, 1979) обнаружило увеличение количества меланоцитов вокруг первичной опухоли, причем многие из них имели атипичный вид, характеризовались большими размерами, темной окраской и напоминали опухолевые клетки. С другой стороны, подобное явление не наблюдалось вокруг метастазов меланомы в кожу или вокруг плоскоклеточного рака кожи. Рядом с доброкачественными пигментными невусами латеральная пограничная активность встречалась несравненно реже. По мнению Држевицкого (Drzewiecki, 1979), полученные данные свидетельствуют об увеличении в немеланомных участках кожи популяций меланоцитов, содержащих нестабильные клетки, которые под воздействием различных канцерогенных факторов могут трансформироваться в злокачественные.

Головин (1975) считает, что учение об опухолевом поле позволяет по-новому понять механизмы развития рецидивов опухолей, тем более что в метастазах опухолевое поле отсутствует. По мнению автора, рецидивы чаще возникают в том случае, если удалена только опухоль, а опухолевое поле оставлено. Полагают, что меланома кожи развивается не вследствие локальной трансформации небольшого количества клеток, а возникает в „опухолевом поле” при поражении гораздо большего участка (площади) кожи, чем размеры первичной опухоли (Breslow, Macht, 1977). По мнению Аллена и Спитц (Allen, Spitz, 1953), все возникающие после хирургического лечения меланом кожи местные рецидивы невозможно объяснить только экономным иссечением первичной опухоли. Авторы считают, что их источником может служить оставшаяся после иссечения первичной опухоли кожа с очагами пограничной активности, которые могут быть обширны.

Наши собственные исследования показали, что при наличии латеральной пограничной активности вокруг первичной меланомы кожи имеет место тенденция более частого возникновения местных рецидивов после хирургического ее иссечения. Так, у 26.7 % пациентов из всех больных с местными рецидивами последние были гистологически представлены метахронными первично-множественными меланомами кожи, развившимися в различные сроки в области послеоперационного рубца или кожного лоскута (Анисимов, Колосов, 1981).

Полученные сведения подтверждены относительно хорошим прогнозом заболевания у этих пациентов. Результаты 5-летней выживаемости больных после хирургического иссечения таких местных рецидивов, т. е. первично-множественных метахронных меланом кожи, составили 54.1 % (Вагнер, Анисимов, Колосов, 1980а, 1980б).

Таким образом, нам кажется справедливым полагать, что при морфологическом исследовании первичной меланомы кожи в зону интереса патолога также должна быть включена окружающая опухоль кожа для возможного выявления в ее эпидермисе латеральной пограничной активности меланобластов. Наличие последней повышает вероятность возникновения местных рецидивов меланомы, а значит влияет на прогноз заболевания пациентов.