6.2.2 Гормональные взаимоотношения организма хозяина и меланомы кожи

В настоящее время большинством ученых признается факт несомненной эндокринной зависимости меланомы кожи. Однако вопрос о степени влияния гормонов на течение заболевания пока остается нерешенным. Кроме того, не всегда ясным представляется прогностическое значение действия тех или иных гормонов на уже развивающуюся в организме опухоль.

Не вдаваясь в подробности этой сложной проблемы, изложим кратко наиболее важные ее аспекты. Так, имеются данные о повышении уровня меланостимулирующего гормона (МСГ) у больных меланомой кожи с активным метастазированием опухоли. В культуре ткани также было показано стимулирующее влияние этого гормона на рост меланом, причем МСГ влияет на активность тирозиназы в опухоли. Аденокортикотропный гормон (АКТГ) также стимулируют рост меланомы. Вероятно, с подавлением секреции МСГ и АКТГ связана возможность получения кратковременной ремиссии у некоторых больных меланомой кожи при использовании глюкокортикоидов (Дильман, 1983). При беременности, как известно, связанной с повышенной секрецией МСГ и АКТГ, наблюдается стимулирующее влияние на процесс регионарного метастазирвоания меланом кожи, хотя в последние годы большинство авторов пришли к выводу о том, что беременность в целом не ухудшает прогноза заболевания.

В цитоплазме клеток меланом кожи человека найдены рецепторы к андрогенам, эстрогенам и гестагенам (Bruley, 1980; Rumke et al., 1980; Fiedler et al., 1986). Андрогены стимулируют рост меланомы кожи (Rampcn F. Н. et al., 1980). Согласно Брайле с соавт. (Briele et al., 1983), именно эстрогены способствуют более благоприятному течению меланом кожи у женщин, чем у мужчин. В отличие от этих авторов Садофф с соавт. (Sadoff et al., 1973) и Брайле (Bruley, 1980) полагают, что высокий уровень эстрогенов способствует прогрессии опухоли. Именно поэтому Садоффом с соавт. (Sadoff et al., 1973) было предложено использовать антиэстрогенную (тамоксифен) терапию у больных меланомой кожи.

При наличии опухоли у больных снижается функция и реактивность коры надпочечников, а также нередко повышается уровень выделяемых с мочой эстрогенов как у женщин, так и у мужчин (Шевченко, 1972). К. П. Ганина с соавт. (1978) показала, что гормональные нарушения при меланоме заключаются в снижении уровня общих и свободных 17-оксикортикостероидов в моче у больных обоего пола, а также в статистически достоверном снижении нейтральных 17-кетостероидов в моче у части больных женщин и мужчин. Наряду со снижением функционального состояния коры надпочечников было отмечено уменьшение ее реактивности.

Ослабляется также функция эпифиза. Этот факт способствует активации гипофизарно-надпочечниковой системы, которая в свою очередь угнетает функцию вилочковой железы с последующими иммунологическими нарушениями (Гриневич, Лабунец, 1990).

Клиническое течение меланомы кожи у женщин после билатеральной овариоэктомии отличается меньшей злокачественностью. Напротив, отмечено более быстрое прогрессирование болезни у женщин после гистерэктомии, но с сохраненными яичниками (Лобода и др., 1972).

Патоморфологическое исследование (данные аутопсии) эндокринной системы больных меланомой кожи показало, что опухоль довольно часто метастазирует в надпочечники, щитовидную железу, яичники и яичко. В гипофизе в основном наблюдались гиперпластические процессы, в надпочечниках - аденоматозные разрастания со снижением функциональной активности, в щитовидной железе и половых органах - независимые от возраста больных признаки атрофии (Шевченко, 1972; Ганина и др., 1978; Akslen et al., 1988).

Таким образом, на основании вышеприведенных данных можно заключить, что литературные сведения о гормональном влиянии организма на рост меланомы кожи весьма разноречивы. Очевидно этим и объясняется тот факт, что эндокринная терапия данной опухоли пока не находит должного применения в клинике. Несомненно, для клиницистов необходимым является определение гормоночувствительности меланомы у каждого конкретного пациента до начала лечения. О возможности и целесообразности такого подхода сообщают Боденхем и Хейл (1976).

Но нашему мнению, неоднозначность эндокринного влияния организма хозяина на меланому кожи зависит от следующих причин.

1. Одни и те же гормоны на различных этапах опухолевой прогрессии могут оказывать стимулирующее и угнетающее действие на меланому кожи.
  2. Достаточно частое метастатическое поражение самой эндокринной системы, что извращает гормональную зависимость опухоли от организма.
  3. Существует мнение о том, что меланома кожи является компонентом синдрома множественных эндокринных опухолей. Так, описана пациентка 51 года, у которой меланома кожи синхронно сочеталась с наличием синдрома множественных эндокринных опухолей (билатеральная феохромоцитома и медуллярный рак щитовидной железы) (Gibson, Marshall. 1986). По мнению этих авторов, данное наблюдение объясняется генетическим нарушением дифференциации клеток неврального гребешка, из которых развиваются вышеперечисленные новообразования.
  4. Наконец, имеются сведения о принадлежности меланомы кожи к неоплазмам APUD-системы, а значит, о возможном эктопическом синтезе гормонов самой опухолью.