6.2 Процессы взаимодействия между меланомой кожи и организмом ее носителя

Как уже было нами подчеркнуто, в весьма узких рамках настоящей монографии вряд ли удастся всесторонне проанализировать абсолютно все вопросы патогенеза меланом кожи. Поэтому авторы уделили максимум внимания изложению причин возникновения первичной опухоли, так как адекватное представление о них, несомненно, позволит улучшить раннюю диагностику опухоли, а также ее профилактику.

С другой стороны, для прогнозирования клинического течения болезни, а также для патогенетического лечения последней, врачам онкологам желательно представлять себе основные закономерности роста уже возникшей и развивающейся меланомы кожи. Кроме того, весьма целесообразно иметь информацию о некоторых наиболее важных механизмах взаимодействия прогрессирующей опухоли с организмом ее „хозяина”.

С нашей точки зрения, возникновение и рост меланом кожи подчиняются таким общебиологическим закономерностям, как теория опухолевой прогрессии (Foulds, 1969) и теория опухолевого поля (Willis, 1950). Кроме того, несомненным является факт гормональных влияний организма на возникновение и развитие опухоли. Далее, имеются серьезные основания полагать, что меланома кожи относится к опухолям APUD-системы, и поэтому сама может вырабатывать гормоны. Наконец, существуют многочисленные данные о возможном неопластическом заболевании всей меланоцитарной системы человека, причем факт возникновения самой меланомы кожи расценивается как первое, локальное проявление этого заболевания.