6.1 Канцерогенез меланом кожи

Канцерогенез представляет собой процесс превращения нормальных клеток и тканей в опухолевые (Храпов, 1983), или, что более емко, процесс возникновения и развития опухолей (Канцерогенез, 1973). Изучение канцерогенеза любой неоплазмы человека имеет крайне важное значение не только для экспериментальной, но также и для клинической онкологии. Экстраполяция полученных экспериментальных данных на клинику заболевания может способствовать открытию новых возможностей в его ранней диагностике и адекватном патогенетическом лечении. Поэтому клиницист-онколог должен иметь достаточно четкое представление о канцерогенезе, так как последний является неотъемлемой частью общего патогенеза опухолевых заболеваний человека.

За последние 25 лет усилиями ученых всего мира были достигнуты значительные успехи в изучении процессов возникновения и развития опухолей. Это стало возможным вследствие комплексного всестороннего подхода к проблеме канцерогенеза с использованием самых различных исследовательских методик. К числу последних можно отнести морфологические, гистохимические, иммунологические, молекулярно-биохимические и цитогенетические.

Кроме того, изучение проблемы канцерогенеза тесно связано с анализом таких общебиологических процессов в нормальных клетках и тканях, как пролиферация, дифференцировка, реактивность, воспаление, реакция на повреждение и регенерация. Таким образом, сегодня процессы канцерогенеза изучаются на самых различных биологических уровнях, начиная с исследования общих закономерностей возникновения и развития опухоли в любом многоклеточном организме и заканчивая молекулярным анализом изменений в ДНК опухолевой клетки.

В настоящее время можно выделить следующие уровни изучения проблемы канцерогенеза: 1) общебиологический, 2) молекулярный (онкогены); 3) клеточный, включая изменения хромосом и ДНК, 4) тканевой. 5) клинический (диспластические невусы).

При анализе общебиологических проблем канцерогенеза большинство приводимых нами данных относятся как к меланоме кожи, так и ко всем опухолям человека и животных. Изложение в настоящей работе всех остальных уровней исследования канцерогенеза в основном касается только меланом кожи.