Глава 6. Патогенез меланом кожи

Современное научное представление о патогенезе любого заболевания позволяет в значительной части случаев объяснить, предвидеть его клиническое течение и ориентировать клинициста на успешную патогенетическую терапию данной болезни. Учение о патогенезе основано на общих представлениях о болезни, на анализе роли причинного фактора в патологии, основного звена и причинно-следственных отношений, общих и местных изменений в реакции целостного организма.

Таким образом, патогенез представляет собой достаточно емкое и многогранное понятие. Несомненно, проблема патогенеза тесно связана с этиологией заболевания, возникающего под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Однако патогенез не может определяться действием только одних этиологических факторов. Кроме влияния на организм человека факторов внешней и внутренней среды, в возникновении и развитии меланом кожи большую роль играют процессы трансформации нормальной клетки в опухолевую и закономерности инвазивного роста последней. Дальнейшее взаимодействие уже сформировавшейся опухоли с организмом „хозяина” также имеет свои особенности. Они выражаются в повреждении не только близлежащих к опухоли тканей, но также и клеток различных органов организма с последующим нарушением их функции. В свою очередь это обусловливает „включение” организмом различных механизмов защиты и компенсаторных процессов. Поэтому звенья патогенеза меланом кожи могут быть представлены, во-первых, этиологическими факторами опухоли, во- вторых, ее канцерогенезом и, в-третьих, процессами взаимодействия между уже растущей меланомой и организмом ее носителя.

Несомненно, все вышеперечисленные звенья патогенеза меланом кожи взаимосвязаны между собой и могут „перекрываться” во времени. Несмотря на это, авторы решили, насколько это возможно, представить слагаемые патогенеза раздельно. По нашему мнению, именно такое изложение позволит читателю адекватно оценить всю сложность и многогранность проблемы возникновения и развития меланом кожи.

Очевидно, тотальный анализ всех патогенетических процессов, возникающих при взаимодействии уже растущей и прогрессирующей опухоли с организмом ее носителя, в весьма небольшом объеме настоящей монографии вряд ли возможен. Поэтому авторы при рассмотрении последнего звена патогенеза решили ограничиться изложением только наиболее важных так называемых биологических особенностей опухолевого роста меланом кожи.