4.1.3 Биологические экзогенные факторы

Исследование особенностей питания человека как фактора, влияющего на возникновение опухоли, показало, что меланома кожи чаще развивается у людей при употреблении пищи, богатой животными жирами и белками (Dubin et al., 1986). Кроме того, работами некоторых авторов (Williams, Horm, 1977; Dubin et al., 1986) доказано более частое возникновение опухоли у людей, злоупотребляющих алкоголем. Механизм этого влияния заключается в том, что алкоголь индуцирует секрецию меланостимулирующего гормона (МСГ) в гипофизе (Williams, 1976).

В доступной нам литературе удалось обнаружить данные о влиянии некоторых медикаментозных препаратов на частоту возникновения меланом кожи. Длительный прием женщинами гормональных оральных контрацептивов (экзогенных эстрогенов) повышает у них риск развития опухоли (Beral et al., 1977; Ramcharan et al., 1981). В более поздней работе отмечено, что частота заболеваемости меланомой кожи повышается в случае приема женщинами эстрогенных препаратов, например при дисменоррее, или с целью прекращения лактации (Beral et al., 1984).

Отмечена возможность возникновения меланом кожи у пациентов в связи с длительным лечением препаратом леводопа, о котором известно, что он в меланоцитах преобразуется в меланин (Haider, Thaller, 1992). Так, авторами описана пациентка 73 лет, страдающая паркинсонизмом, у которой на фоне приема леводопа возникла меланома кожи.

Исследованиями (Gallagher, 1986а) статистически достоверно доказано, что меланома кожи чаще возникает у тех женщин, в анамнезе которых упоминается, что они болели краснухой. Данный факт свидетельствует о том, что в этиологии опухоли может играть роль и вирусная инфекция. Однако, несмотря на то, что в 1975 г. было опубликовано сообщение об обнаружении онкорнавирусных частиц в культуре ткани меланомы, факт вирусного канцерогенеза меланом кожи пока остается не доказанным (Balda et al., 1975).