4.1.2 Социально-экономические факторы

Определенную роль в возникновении меланом кожи играют социально-экономические факторы, прогрессирующее влияние которых связано с изменением образа жизни, развитием цивилизации и промышленности. Так, Ли (Lee, 1989) отмечает, что больные меланомой кожи, как правило, имеют более высокий социальный статус, нежели пациенты с другими злокачественными опухолями. Отмечено, что чаще заболеваемость меланомой кожи наблюдается среди городского населения, нежели чем среди сельского (Fears et al., 1977; Plesko et al., 1985), а быстрый рост заболеваемости обусловлен усилением солнечного воздействия на организм в связи с изменением образа жизни и стиля одежды за последние 15 лет, особенно среди населения так называемого „среднего класса” (Sanchez, Robinson, 1993).

В специальном исследовании о роли профессиональных факторов в возникновении меланом кожи Остин с соавт. (Austin et al., 1985) использовал метод „случай-контроль” и выявил 5 профессиональных факторов риска заболевания. Относительный риск рабочих химического производства по сравнению с остальным населением составил 9.6, работа с радиоактивными материалами - 5.8, с летучими фотографическими химикатами - 5.5, на испытательном полигоне (лаборатории неядерного оружия) - 5.5 и на испытательном ядсрном полигоне в Тихом океане - 9.2. В более поздних исследованиях отмечено частое возникновение меланом кожи у работников нефтехимической, угольной, резиновой и электронной промышленности (Austin, Reynolds, 1986). По мнению авторов, большое значение для возникновения опухоли имеет также контакт с бензолом, поливинил-хлоридом, пластмассами, пестицидами и радиоактивными материалами.

Галлахер с соавт. (Gallagher et al., 1986b) изучил смертность от меланом кожи в зависимости от профессии в одной из провинций Канады за 1950-1978 гг. Исследование показало, что среди мужчин значительное ее увеличение было отмечено у администраторов и предпринимателей, бухгалтеров и архитекторов, химиков и фармацевтов, садовников и военнослужащих; у женщин - среди домохозяек и школьных учительниц. Очень важно, что полученные авторами данные статистически достоверны.

По наблюдениям Пирса с соавт. (Pears et al., 1977) и Дубина с соавт. (Dubin et al., 1936), меланомы кожи чаще поражают тех людей, которые большую часть своей жизни проводят в помещении, а не на открытом воздухе, а Дубин с соавт. (Dubin et al., 1986) получил интересные данные о том, что вероятность заболевания меланомой кожи меньше у тех людей, кто никогда не состоял в браке или находится в разводе.