4.1.1 Физико-химические факторы

В настоящее время по мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, воздействие УФ-спектра солнечной радиации являйся одним из наиболее важных экзогенных факторов, способствующих возникновению меланом кожи (Нивинская, 1970; Святухин, Ковалева, 1976; Вагнер и др., 1987; Kleeberg, 1988; Weib, Voigtlander, 1990; Ferrandiz, 1990; Maase et al., 1992). Свердлофф (Sverdlow, 1985) считает, что имеет место сезонность возникновения меланом кожи в районе Оксфорда, пик которой приходится на период с июля по сентябрь. Также имеет значение прогрессирующее уменьшение концентрации озона в стратосфере, приводящее к тому, что солнечное излучение становится все более канцерогенным (Kopf, 1988; Lee, 1989; Zepoutre, 1992). Привлекают внимания исследования Блэка (Black, 1988), связанные с изучением солнечного эластоза (повреждение кожи лучами солнца). Автор оценивал его интенсивность по степени базофильной дегенерации коллагена дермы. Оказалось, что у всех больных меланомой кожи солнечный эластоз находился в прямой зависимости от интенсивности инсоляции и от возраста пациентов и, особенно, был выражен в опухолях, локализовавшихся на коже головы и шеи.

Известно, что у женщин из всех анатомических областей организма наиболее часто меланомой кожи поражается голень. Исследованиями Шрама (Schram, 1991) доказано, что этот факт объясняется особенностями женского туалета, т. е. интенсивной инсоляцией кожи голени. По данным этого автора, воздействие УФ-радиации оказалось значительно выше при ношении светлых перлоновых чулок, пропускающих до 80 % лучей. Белые простые чулки пропускают 28 % излучения.

К настоящему моменту получены данные о том, что для возникновения меланомы кожи гораздо большее значение имеет не хроническое повреждение кожи УФ-лучами, как это характерно для базальноклеточного и плоскоклеточного раков, а резкое и интенсивное, возможно, даже однократное воздействие солнечной радиаций (Holman et al., 1986; Bonerandi, Grob, 1987; Omura, 1987). Это положение подтверждается тем, что меланомы кожи чаще возникают на обычно защищенных одеждой участках тела (Osterlind, Jensens, 1990). Отмечено, что большое значение в возникновении опухоли имеют солнечные ожоги, полученные в детском или юношеском возрасте (Holman et al., 1986; Weib, Voigtlander, 1990; CockereU et al., 1993). Наконец, выявлено, что меланомой кожи чаще заболевают те люди, которые в течение основного времени своей жизни находятся в помещении, а отдыхают или проводят свой отпуск на солнце (Dubin et al., 1986; Gallagher et al., 1986; Cockerell et al., 1993). По данным Сейглера (Seigler, 1985), заболеваемость населения меланомой кожи резко возрастает при приближении места жительства людей к экватору, за 54° широты.

Наши данные об этиологических факторах меланомы кожи представлены в табл. 5. Как следует из таблицы, в Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., откуда преимущественно поступали больные в Институт, УФ-радиация является лишь вторым по значению фактором, способствующим возникновению опухоли. Так, из 976 первичных больных с тщательно собранным анамнезом только 51 (5.2%) смогли связать возникновение меланомы с предшествующей инсоляцией. Возможно, эти данные находятся в противоречии с общепринятым мнением о главенствующей роли УФ-радиации в возникновении меланом кожи. Однако если учесть тот факт, что Санкт-Петербург географически расположен на 60° с. ш., то полученные нами данные выглядят вполне достоверными.

Таблица 5

Этиологические факторы первичной опухоли у больных меланомой кожи

Воздействующий фактор по данным анамнезеЧисло больных% ±m от общего числа
Механический56357.7 ± 1.6
УФ-радиация515.2 ±0.7
Беременность272.8 ±0.5
Химический252.6 ±0.5
Термический181.8 ±0.4
Психо-эмоциональный30.3 ±0.2
Оперативный (разрез)20.2 ± 0.1
Сочетание воздействий10.1 ±0.1
Не установлен28629.3 ± 1.5
Всего976100.0

В научной литературе неоднократно описаны случаи возникновения меланом кожи после травмы (см. раздел о патогенезе). Однако травма видимо неизмененной кожи вряд ли имеет какое-либо серьезное значение для последующего развития меланомы. По данным Газии Baзекca(Gassia, Bazex, 1991), 28.9% меланом возникает на коже подошвы, причем данный факт связывают с постоянной травматизацией кожи этой анатомической зоны. Вместе с тем не обнаружено достоверных различий в частоте возникновения меланом кожи у людей, носящих обувь, по сравнению с людьми, не носящими ее.

Наши собственные наблюдения показывают, что наиболее важным этиологическим фактором меланомы кожи является травма предсуществующих пигментных невусов. В настоящее время роль травмы невусов в этиологии первичной опухоли признается практически всеми исследователями (Шанин, 1959; Нивинская, 1970; Трапезников и др., 1976; Rousselet, 1973). Еще в 1948 г. Левис и Джонсон (Lewis, Johnson, 1S48) наблюдали частое возникновение меланом кожи на фоне травматизации пигментных невусов кожи подошвы у жителей Уганды. Дезхо с соавт. (Dezhoug et al., 1987) отмечает, что в 37.5 % случаев меланома возникла на фоне травмированного пигментного невуса. Янг с соавт. (Yang et al., 1987) сообщает, что меланома кожи развивается на фоне пигментных невусов у 30.8 % больных, причем в 37.5 % этому предшествует травматизация невусов. По мнению этих авторов, а также по данным Лёбе с соавт. (Ltibbe et al., 1986), гораздо большее значение для возникновения меланом имеет не однократная, а многократная или хроническая травма иредсуществующих невусов. Русселет (Rousselet, 1973) считает, что при травматизации невуса в меланоцитах базального слоя эпидермиса изменяется активность тирозиназы, что является „пусковым” моментом возникновения меланомы.

Полученные нами данные (табл. 5) свидетельствуют о том, что травма предсуществующих невусов является наиболее частым экзогенным фактором меланом кожи. Так, из 976 пациентов у 563 (57.7 %) при опросе были получены четкие указания на травмирование пигментного невуса, из которого впоследствии развилась меланома кожи. По нашим наблюдениям, однократная или хроническая травмы имеют эквивалентное значение. Среди однократных травм наиболее часто имели место ушибы, ссадины и порезы пигментных невусов. У одной пациентки нам удалось наблюдать возникновение меланомы кожи на фоне врожденного пограничного пигментного невуса размером 2.5 см в диаметре после укуса комара. Среди больных с хроническим травмированием пигментных невусов наиболее часто отмечена постоянная травматизация последних одеждой или обувью.

За последнее десятилетие в научной литературе появились сообщения о влиянии флюоресцентного освещения на частоту возникновения меланом кожи человека. Как известно, источники флюоресцентного света (ФС) генерируют излучение с длиной волны около 250 нм. Уже получены данные о том, что ФС обладает способностью вызывать мутации бактерий, повреждать ДНК в культивируемых клетках и способствовать их трансформации в опухолевые (Englich et al., 1985). Ilo сообщению Дубина с соавт. (Dubin et al., 1986) и Хольмана с соавт. (Holman et al., 1986), частота возникновения меланом кожи повышается у людей, подвергавшихся интенсивному воздействию источников ФС. Эта зависимость наиболее выражена при воздействии в помещении. В настоящее время в Австралии проводятся серьезные комплексные исследования, в том числе изучение рабочих мест людей с целью выяснения роли ФС как фактора риска развития меланом кожи (Mac Lennan. 1989).

Наконец, некоторыми авторами отмечено стимулирующее действие химических канцерогенов, в частности красителей волос (Holman et al., 1986), а также ионизирующей радиации и электромагнитного излучения (Kleeberg, 1988) на возникновение меланом кожи. Влияние последних трех факторов в значительной степени связано с профессией человека.