Введение

Около 20 лет тому назад меланома кожи считалась относительно редким заболеванием. Тогда в большинстве стран мира в течение одного года регистрировались лишь единичные случаи меланомы кожи в расчете на 100 000 жителей. Вместе с тем среди клиницистов превалировало мнение об исключительной агрессивности этой опухоли. Клиническое течение заболевания у пациентов с меланомой кожи считалось непредсказуемым.

В настоящее время состояние проблемы меланом кожи кардинально изменилось. Прежде всего практически во всех регионах мира эпидемиологами зафиксирован устойчивый и интенсивный рост заболеваемости населения меланомой кожи. Причем темпы роста заболеваемости этой опухолью оказались сравнимы лишь с аналогичными показателями для рака молочной железы у женщин и рака легкого у мужчин. В некоторых странах заболеваемость населения меланомой кожи конкурирует по частоте с заболеваемостью раком легкого, щитовидной железы и лимфогранулематозом.

В то же время мнение об особой злокачественности меланом кожи не подтверждается. Ученые и клиницисты пришли к выводу о том, что больные меланомой кожи в прогностическом плане не являются абсолютно безнадежными, особенно в случаях раннего выявления и адекватного лечения первичной опухоли. Улучшение ранней диагностики заболевания, изучение клинического течения опухолевого процесса и дальнейшая разработка адекватных методов хирургического и комбинированного лечения пациентов позволили значительно улучшить результаты выживаемости больных. Именно этим вопросам и посвящено большое количество научных трудов, опубликованных в последние годы как у нас в стране, так и за рубежом.

Исходя из этого факта, нам кажется, что сегодня в проблеме меланомы кожи неоправданно мало внимания уделяется изучению эпидемиологии, этиологии и патогенеза этого тяжелого заболевания. Между тем становится очевидным, что разработка именно этих аспектов проблемы позволит вплотную поставить вопрос о мероприятиях, направленных на предупреждение возникновения меланом кожи, т. е. на их профилактику. Поэтому основное назначение данной монографии заключается в стремлении ее авторов в известной степени восполнить этот пробел. Мы выражаем надежду на то, что адекватные

представления об этиологии, эпидемиологии и патогенезе меланом кожи смогут ориентировать клиницистов на успешную патогенетическую терапию и профилактику данного заболевания.

Настоящая монография основана на опыте диагностики и лечения более чем 1500 больных меланомой кожи, получивших лечение в НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздравмедпрома РФ за период с 1950 по 1985 г. В лечении подавляющего большинства пациентов авторы принимали непосредственное участие.

В том случае, если своевременное и широкое внедрение в практику российского здравоохранения изложенных в монографии профилактических мероприятий будет способствовать снижению заболеваемости населения первичной меланомой кожи, окажет существенный экономический эффект и принесет пользу многострадальным пациентам, авторы будут считать свою задачу выполненной.

Все критические замечания, высказанные читателями в адрес авторов, будут восприняты нами с благодарностью.