7. Критерии ранней диагностики первичной меланомы кожи

В разделе 3, посвященном фоновым состояниям первичной меланомы кожи, было отмечено, что только у 30% больных эта опухоль не имела фоновых состояний. У остальных 70% пациентов она возникла на фоне длительно существовавших невусов (врожденных или приобретенных) или меланоза Дюбрейля. Это означает, что у большинства больных первичной меланомой кожи имеются реальные возможности для ранней диагностики этой опухоли вследствие доступности визуального наблюдения, изученности фоновых состояний первичной опухоли и знания биологии ее роста.

Однако анализ гистологических исследований первичной меланомы кожи у радикально оперированных больных показал, что в 80% наблюдений первичная опухоль демонстрировала III-V уровни инвазии в подлежащие слои кожи по Кларку, а в 68,1% случаев – имела толщину более 2,0 мм по Бреслоу. Такие высокие показатели глубины инвазии опухоли и ее толщины далеко не всегда позволяли надеяться на хороший прогноз заболевания у пациентов, даже в случае радикального лечения последних. Поэтому с сожалением приходится констатировать, что возможности ранней диагностики первичной опухоли у больных с меланомой кожи пока остаются нереализованными.

Какую же меланому кожи сегодня можно считать действительно диагностированной рано? Весь опыт клинической онкологии позволяет утверждать, что это должна быть такая опухоль, после адекватного лечения которой в последующем не возникнут ее рецидивы или метастазы, а результаты 5-летней выживаемости пациентов приблизятся к 100%.

К настоящему времени уже выявлены и изучены критерии ранней диагностики первичной опухоли, т.е. те клинические, морфологические, патогенетические и биологические ее особенности, которые позволяют идентифицировать меланому кожи на стадии «дометастазирования». Не случайно, общепризнанным является положение о том, что пр неуклонном совершенствовании ранней диагностики меланома кожи станет полностью излечимым заболеванием. С нашей точки зрения, сегодня имеется 5 критериев ранней диагностики первичных меланом кожи.

1. Адекватные представления о фоновых состояниях первичной меланомы кожи.
  2. Диагностика первичных опухолей на стадии малигнизации предшествующих пигментных невусов.
  3. Выявление, наблюдение и при необходимости иссечение диспластических пигментных невусов.
  4. Выявление первичных опухолей при I уровне их инвазии по Кларку и их толщине не более 1 мм по Бреслоу.
  5. Диагностка первичных опухолей в фазе их горизонтального роста.