4. Субъективные ощущения пациентов с превичной меланомой кожи и данные анамнеза заболевания

Чаще всего больные указывают на появившееся чувство зуда или жжения в области первичной опухоли, рост образования как в горизонтальной плоскости, так и над окружающими тканями, мокнутие или кровоточивость (опухоль «пачкает» белье), шелушение поверхности опухоли. Иногда пациентов беспокоят явления воспаления в опухоли и окружающих ее тканях, появление рядом с уже существующей опухолью новых пигментных образований, изменение окраски длительно существовавшего пигментного пятна – возникновение на нем ограниченных зон депигментации, выпадение волосяного покрова на поверхности пигментного пятна, образование мелких белесоватых или розовых узелков на его поверхности.

Очень важно выяснить, на фоне какого пигментного образования развилась первичная опухоль. Как известно, меланома может возникать на фоне видимо не измененной кожи (с точки зрения пациента), а также на фоне врожденных и приобретенных пигментных пятен (невусов). Желательно узнать длительность существования приобретенного пигментного пятна, его начальные линейные размеры, а также внешний вид (окраску и характер очертания краев), наличие или отсутствие экзофитного его компонента до того момента, когда это пятно стало изменяться (малигнизироваться). Необходимо определить причины, с которыми пациент связывает начальные изменения длительно существовавшего пигментного пятна, и выяснить роль механической травмы.

Особое внимание следует обратить на длительность существования клинических симптомов опухоли до первичного обращения пациентов к врачу. Немаловажными являются активные действия самого больного в отношении опухоли (мазевые аппликации, местное применение биогенных стимуляторов и прижигающих растворов). Желательно выяснить первичный диагноз, поставленный пациенту, и проследить так называемый маршрут следования последнего до госпитализации в онкологический стационар.

Очень важно заострить внимание на результатах первичного осмотра врача, так как в случае ошибочного диагноза больному меланомой кожи могут быть назначены физиотерапевтические процедуры на опухоль. К сожалению, нередки случаи, когда больному с меланомой кожи некомпетентные хирурги производят инцизионную биопсию опухоли под местной инфильтрационной анестезией. Результатом таких ошибок, как правило, являются резкое ухудшение прогноза заболевания у пациента и быстрая генерализация опухолевого процесса.

Необходимо отметить, имелась ли в анамнезе у больного злокачественная опухоль другого гистогенеза. По нашим данным, чаще всего первичная меланома кожи сочеталась у женщин с карциномой молочной железы; у мужчин чаще имели место метахронные первично-множественные опухоли – меланома в анамнезе.

При опросе больных женщин важно выяснить возраст начала месячных (менархе), число беременностей, родов и абортов, длительность использования оральных контрацептивов (эстрогенов), дату последней беременности и длительность лактации, наличие гинекоглогической патологии, а также методы ее лечения – операции на гениталиях.

Наконец, необходимо отметить чувствительность кожи пациента к солнечному загару и географический регион проведения его отпуска за последние 3 года.