1. Содержание понятия «клиническая диагностика» первичной меланомы кожи

Под клинической диагностикой первичной меланомы кожи нами подразумевается максимально точное установление клинического диагноза меланомы без использования инструментальных и морфологических методов исследования.

Тот факт, что клиническая диагностика первичной меланомы кожи имеет право на существование, отнюдь не противоречит основному принципу клинической онкологии, который диктует необходимость обязательной морфологической верификации диагноза у больного со злокачественным  новообразованием до начала лечения. Несомненно, именно морфологическое заключение о наличии опухолевого процесса дает основание клиницисту планировать и осуществлять патогенетическую терапию пациента.

Однако, как показывают наши наблюдения, сегодня большинство больных с первичной меланомой кожи впервые обращаются к дерматологам, косметологам, хирургам общего профиля, а не онкологам. К сожалению, длительное обследование больного первичной меланомой кожи на догоспитальном этапе в результате прохождения пациентом нескольких «промежуточных» инстанций до обращения к квалифицированному клиницисту-онкологу является одной из главных причин поздней диагностики заболевания, а значит прогрессирования опухолевого процесса.

Отсюда вытекают актуальность и важность клинической диагностики первичной меланомы кожи. Установление истинного клинического диагноза позволяет без промедления направить пациента к хирургу-онкологу, а также избежать неадекватного лечения – мазевых аппликаций на опухоль, физиотерапии, электрокоагуляции, экономного под местной инфильтрационной анестезией иссечения первичной меланомы кожи.

Напротив, ошибочный (ложноположительный) клинический диагноз первичной меланомы кожи часто наносит больному тяжелую психо-эмоциональную травму в случае осведомленности пациента об этом диагнозе.

Кроме того, в настоящее время далеко не во всех лечебных учреждениях страны имеется штат квалифицированных онкоморфологов (цитологов и гистологов). Поэтому правильно установленный именно клинический диагноз часто решает судьбу больного с первичной меланомой кожи.

Адекватная и своевременная клиническая диагностика первичной меланомы кожи не требует дорогостоящих методик исследования вследствие доступности визуального наблюдения, изученности фоновых состояний первичной опухоли и знания биологии ее роста. Несомненно, такая диагностика будет способствовать улучшению результатов лечения пациентов и в конечном итоге окажет значимый эффект.

Как показывает наш собственный опыт, для этого необходимы

1. Идентификация популяции риска возникновения первичной меланомы кожи.
  2. Знание фоновых состояний первичной меланомы кожи, т.е. ее преканцерозов, а также причин и симптомов злокачественной трансформации пигментных невусов кожи.
  3. Тщательный анализ субъективных ощущений (жалоб) пациента, а также сведений об анамнезе заболевания и жизни.
  4. Визуальные данные обследования первичной опухоли, а также кожных покровов пациента в зоне предполагаемого лимфатического оттока от меланомы.
  5. Тщательное физикальное обследование (пальпация) первичной опухоли, мягких тканей, особенно в зоне предполагаемого лимфатического оттока от меланомы, а также регионарных лимфатических узлов.