Введение

Несмотря на устойчивый и повсеместный рост заболеваемости населения меланомой кожи во всех регионах мира, результаты лечения больных этой опухолью пока оставляют желать лучшего. Даже при первичной меланоме кожи, без клинически определяемых ее метастазов, не более 75% таких пациентов переживают 5-летний срок после радикального хирургического лечения. Сегодня в крупнейших онкологических центрах мира выполняются сложные рандомизированные исследования по улучшению результатов лечения больных меланомой кожи посредством разработки новых методов комбинированной и комплексной терапии. Несомненно, эти усилия принесут свои плоды, однако они требуют больших материальных затрат, а главное, многолетнего ожидания. Это означает, что пока трудно надеяться на кардинальное улучшение результатов лечения больных меланомой кожи только за счет оптимизации самих методов лечения.

Вместе с тем существует и другой путь помощи многострадальным пациентам, заключающийся в ранней диагностике первичной опухоли, который может принести реальную отдачу в самые ближайшие годы. Не случайно, общепризнанным является положение о том, что при неуклонном совершенствовании ранней диагностики меланома кожи является потенциально полностью излечимым заболеванием.

Сегодня авторы представляют на суд читателей свою третью монографию, посвященную проблеме меланомы кожи. Целью настоящего труда является разработка и совершенствование клинических и морфологических методов диагностики первичной опухоли. Несмотря на множество диагностических методов, предложенных для распознавания первичной меланомы кожи, наиболее важными из них остаются клинический, цитологический и гистологический. Именно от квалификации клинициста и морфолога в значительной степени зависит судьба больного с первичной меланомой кожи.

К сожалению, в настоящее время уровень клинической и морфологической диагностики первичной меланомы кожи трудно признать удовлетворительным. Так, среди врачей общей лечебной сети чувствительность клинической диагностики составляет только 30%. В неспециализированных патоморфологических лабораториях частота гипер- и гиподиагностики первичной опухоли достигает 40%.

Указанные обстоятельства дали нам основание опубликовать свои скромные наблюдения и результаты клинической и морфологической диагностики первичной меланомы кожи. Настоящая монография написана коллективом клиницистов и морфологов, что позволило нам не только всесторонне охарактеризовать проблему, но также рассмотреть ее с различных позиций.

Согласно нашим результатам, чувствительность клинического метода диагностики первичной меланомы кожи составила 90%. При цитологическом исследовании опухоли с вероятностью 97,2% удалось идентифицировать злокачественную природу процесса. Чувствительность гистологического метода диагностики первичной меланомы кожи при исследовании залитого материала (парафиновые срезы) в специализированных онко-морфологических лабораториях  приближается к 100%.

Таким образом, гистологический метод диагностики первичной опухоли по-прежнему остается ведущим. Именно гистологическое исследование позволяет адекватно поставить диагноз первичной меланомы кожи, провести дифференциальную диагностику опухолевого процесса и судить о прогнозе заболевания у пациента. Кроме того, определяемые гистологические характеристики первичной меланомы кожи дают основание клиницисту индивидуально планировать тактику лечения больного с первичной меланомой кожи.

Сегодня основные достижения морфологов в проблеме меланомы кожи связаны с разработкой критериев ранней дифференциальной диагностики доброкачественных и злокачественных форм меланоцитарной пролиферации, конкретизацией тенденций эволюции и прогрессии различных форм и вариантов меланоцитарных образований кожи и морфологических маркёров их прогностической оценки. Клиническое сходство меланоцитарных невусов и меланомы кожи между собой и с различными гистогенетическими формами опухолей кожи, нередкое отсутствие корреляции между клиническими и морфологическими их проявлениями повышает диагностическое значение морфологического исследования. При этом дифференциальная диагностика значительно расширяется в направлении верификации различных вариантов меланоцитарных невусов и различных клинико-морфологических форм меланомы на разных этапах их прогрессии.

На основании анализа собственных данных о диагностике и лечении многих тысяч больных с первичной меланомой кожи авторы настоящей монографии сумели выделить наиболее важные с клинической и морфологической точек зрения наблюдения и воплотить их в богатый иллюстративный материал. Следует отметить, что все клинические наблюдения, представленные в настоящем атласе, являются гистологически верифицированными.

Авторы надеются, что изложенные в монографии принципы современной диагностики первичной меланомы кожи будут способствовать улучшению результатов лечения пациентов и окажут значимый экономический эффект.

Все критические замечания, высказанные читателями в наш адрес, будут восприняты с благодарностью.