Редкая форма меланомы кожи – подногтевая меланома

Авторы: Мяснянкин Михаил Юрьевич, Анисимов Валентин Вадимович, Гафтон Георгий Иванович, Носов Александр Константинович, Мацко Дмитрий Евгеньевич

ФБГУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава РФ, Санкт-Петербург

ГБУЗ «Санкт-Петербургский научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)» Минздрав РФ, Санкт-Петербург

Актуальность

Подногтевая меланома (ПМ) является редким и малоизвестным злокачественным новообразованием широкому кругу практических врачей, включая онкологов, поэтому выполненная работа имеет большое практическое значение, так как позволит улучшить диагностику и лечение больных меланомой.

Цель

Выявление клинических и морфологических особенностей ПМ, позволяющих оптимизировать диагностику, лечение и прогнозирование заболевания.

Материал и методы

В данное исследование и анализ включены 445 больных меланомой кожи верхней и нижней конечностей. Из них 40 радикально прооперированных с морфологически подтвержденным диагнозом «подногтевая меланома». Отдаленные результаты лечения были изучены с помощью метода множительных оценок Kaplan-Meier. Для определения наиболее значимых независимых факторов, влияющих на отдаленные результаты лечения, использованы методы однофакторного (Log-rank test) и многофакторного анализа с использованием регрессионной модели пропорциональных интенсивностей Кокса (Cox).

Результаты

В результате проведенных исследований установлено, что удельный вес оперированных больных подногтевой меланомы за период с 1991 по 2015 г. в НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова составил 1,6%. Наиболее важными клинико-морфологическими особенностями, характеризующими подногтевую меланому являются значительная длительность анамнеза (у большинства пациентов от 1 до 3 лет), появление опухоли de novo (80%), распространение на ногтевой валик (признак Хатчинсона) (32,5%), локализация новообразования преимущественно на пальцах нижних конечностей (75,5%), преимущественное поражение ногтевой фаланги больших пальцев (72,5%), преобладание акрально-лентигинозного типа (67,5%) и беспигментных форм (42,5%) опухоли, IV уровень инвазии по Кларку (57,5%) и средняя толщина опухоли по Бреслоу 5,5 мм. Сравнительный анализ результатов 5-летней выживаемости пациентов при выполнении ампутации на уровне средней трети средней фаланги пальца или при выполнении экзартикуляции всего пальца в плюсне-(пястно) фаланговом суставе статистически достоверные различия не показал (52% (медиана 72±20 мес.) против 29% (медиана 41±4 мес.), р=0,4).

Выводы

Основными факторами прогноза заболевания являются возраст пациентов, уровень инвазии опухоли по Кларку, изъязвление эпителия, поражение опухолью кости фаланги, любое прогрессирование заболевания. 2.Общий показатель 5-летней выживаемости после хирургического лечения больных ПМ составил 47%, 10-летней выживаемости – 20%. Показатель 5-летней опухоль-специфической выживаемости больных ПМ составил 37%, при этом 10-летний рубеж пережили 18% больных. Показатель 5-летней безрецидивной выживаемости больных ПМ составил 40%. 3.Ампутацию на уровне средней трети средней фаланги пальца как операцию выбора при подногтевой меланоме. Выполнение этой операции максимизирует функциональную способность конечности и улучшает тем самым качество жизни пациента. 4.У больных подногтевой меланомой имеет место худший прогноз заболевания по сравнению с больными меланомой кожи верхних и нижних конечностей (p=0,0001).